«Чародей» умер. Будут ли жить вечно его фильмы?

Куда летят «Крылатые качели»

Смерть режиссера Константина Бромберга, создателя таких культовых советских фильмов, как «Приключения Электроника» и «Чародеи», спровоцировала очередной всплеск ностальгии по старым добрым сказкам. В соцсетях люди моего возраста 40+ бросились вспоминать свое первое свидание с непутевым Сыроежкиным и его роботом-двойником Электроником, а также новогодние посиделки с «чародеями». Из подсознания всплывают фразы «Где у него кнопка?», «У меня тоже голос!», «Ну кто ж так строит?», «Главное, чтобы костюмчик сидел», самые отчаянные расчехляют гитары и от нахлынувших чувств поют «Крылатые качели» и «Три белых коня». 

 
Подобные панихиды неизменно сопровождаются разговорами о том, что режиссер умер, но его фильмы будут жить вечно. Где-то в закоулках памяти тех, кто рос в 1980-е, безусловно, по коридорам НИИ всегда будет блуждать непроспавшийся Семен Фарада, а собака породы эрдельтерьер вызовет только одну ассоциацию. Но картины Бромберга вряд ли надолго переживут своего создателя. Современные дети уже сейчас смотрят эти вчерашние хиты либо по настойчивой просьбе родителей, либо из антропологического интереса: о, прикольные телефоны раньше были, с диском, и автоматы с газировкой! Любопытно, время летит так быстро, что фантастика Велтистова и Стругацких, по чьим произведениям ставились эти фильмы, как-то моментально сквасилась, превратилась в безнадежное ретро. 
«Из подсознания всплывают фразы «Где у него кнопка?», «У меня тоже голос!», «Ну кто ж так строит?», «Главное, чтобы костюмчик сидел».
Режиссер Бромберг сам это понял еще при жизни и подбивал Бориса Стругацкого написать сиквел к «Чародеям», чтобы на новом витке: с астероидами-убийцами, казино и мафией. По сюжету злобные олигархи должны были добывать волшебную палочку. Продюсером «ахинеи» планировал выступить Александр Абдулов, он любил участвовать в подобных авантюрных романах с продолжением. Увы, в 1990- е советская монополия на детские фильмы рухнула, «злобные олигархи» на детские фильмы не давали денег. И к нам хлынул мощный поток качественной голливудской продукции, накрыв с головой. Занятный факт: топ-5 самых кассовых фильмов 2019 года состоит только из диснеевской продукции, на первых ролях здесь «Мстители: финал», «Король Лев» и «Человек-паук: вдали от дома».

Про Электроника — нет, не слышали. И напрасной будет трата времени на сиквелы. Из того «раньшего» времени уцелели, пожалуй, нечаевские сказки: «папа» Буратино работал с действительно вечными образами и сказочными героями. Деревянный мальчик с длинным носом, кажется, всегда будет юным и веселым в отличие от братьев-близнецов Торсуевых, сильно изменившихся с тех пор, как они сыграли главные роли в «Приключениях Электроника». Время пощадило только прекрасные песни Крылатова и Энтина: одни лишь «Крылатые качели» принесли их создателям солидные авторские вознаграждения. И до сих пор, мне кажется, каждый уважающий себя школьный хор считает за честь «взлетать выше ели». 

А в кино, очевидно, пришло время созидания чего-то другого и нового. 

viki@sb.by 

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter