Куда крестьянину податься?

Ранним утром над окрестностями минского Комаровского рынка витает стойкий клубничный аромат. Жарко. Первый урожай поспел раньше обычного...
Ранним утром над окрестностями минского Комаровского рынка витает стойкий клубничный аромат. Жарко. Первый урожай поспел раньше обычного. Автомобили, груженные ящиками с ягодами, проделав неблизкий путь, с ночи оккупируют всю прилегающую к рынку территорию. Хозяева товара в это время спешат поближе к торговым рядам. Если повезет проникнуть на территорию, то можно хотя бы примерно присмотреть подходящее место у прилавка. А будут у входа дежурить охранники с собаками — важно устроиться поближе к воротам. Тогда с рассветом, когда внушительная армия «клубничников» будет их штурмовать, больше шансов занять выгодную точку...

О стратегии сбыта урожая мне рассказывал перед выходными «клубничник» с 20–летним стажем Анатолий Михайлович, житель деревни Лясковичи Ивановского района.

— Сколько лет приезжаю в Минск торговать, одна и та же проблема — распределение мест, — сокрушается он. — Каждый раз надо в буквальном смысле воевать за прилавок. Вроде и замышлялось строительство рынков, чтобы крестьянин там мог продать свою продукцию. А сейчас получается, что главные хозяева — предприниматели и перекупщики, занимающие лучшие ряды. Нам же дают то, что остается. В 5 утра, когда в заслуженный выходной весь город еще спал, мы были на «Комаровке». У ворот нас встретил Анатолий Михайлович.

— Пойдемте, уже полдеревни моей здесь, — показал он в сторону прилавков. — Охраны не было, так что, приехав в 2 ночи, я смог сразу выбрать себе место. Если повезет и оно окажется свободным — буду торговать. Если нет, придется искать другое. Но это уже после 7 утра, когда контролеры рынка покажут нам прилавки, не занятые «ипэшниками».

То, что бывает дефицит продукции,
известно с прошлых времен. А вот борьба за торговые места — явление, похоже, новое.

— Кто бы ехал сюда в такую рань, если бы можно было заранее забронировать определенное место, уплатив за него деньги? — недоумевает Анатолий Михайлович. — Я одного не понимаю. Продают ведь предварительно билеты в кинотеатр или на поезд. Почему здесь этого не сделать?

У прилавков уже вовсю бурлила жизнь. Несколько десятков человек, примостившись возле них, дожидались контролеров. Многие, не выдержав ночных бдений, в рабочей одежде спали прямо на столах. Узнав, что мы — корреспонденты, люди начали наперебой говорить:

— Хоть бы отметка какая стояла, занято место или нет, — возмущалась седовласая женщина. — Это ведь известно администрации рынка, почему бы нам не сообщить?

— Сегодня продавцов клубники еще не много, так что до драк, как бывает в разгар сезона, дело вряд ли дойдет, — говорит Мария Петровна, односельчанка Анатолия Михайловича.

И без слов было видно, что люди измотаны. В субботу с рассвета до заката они собирали клубнику, потом по 5 — 6 часов добирались из Иваново или Лунинца, полночи сидели на рынке... Как еще после этого целый день торговать — лично мне представить сложно. Но куда деться, если нормальные деньги за ягоды только так и можно выручить. В деревне клубнику приходится сбывать за копейки. В тех же Лясковичах, говорят крестьяне, крупные ягоды больше чем за 1,5 — 2 тысячи за килограмм не продашь. За мелкие кооператоры и вовсе платят по 500 рублей. Поэтому все, у кого есть силы, едут в Минск. А тут — свои правила.

— Да ладно, — махнула рукой Мария Петровна. — На «Комаровке» хоть с проблемами да нервотрепкой, но торговать нам дают. А вот в прошлом году, когда попытались стать с машиной на другом минском рынке, какой-то суровый кавказец прямо заявил: или сдавай товар оптом, или уезжай. Торговать все равно не дам. Лишние конкуренты, мол, ни к чему.

В разговорах время пролетело незаметно. О том, что появились контролеры, мы догадались по внезапному оживлению среди «клубничников», наперебой бросившихся к людям в униформе.

— Как, все места заняты?! — кричал молодой парень. — У меня тонна клубники, куда я ее дену!

Несмотря на бурю эмоций, к 8 утра все торговцы клубникой были устроены. Кому–то повезло занять площадку у входа, где всегда много покупателей, кому–то пришлось уйти на задворки...

— Неужели нельзя сделать этот процесс более цивилизованным, чтобы люди, вырастившие ягоды, могли без проблем продать их? — задала я вчера вопрос заместителю начальника службы организации рыночной торговли УП «Минский Комаровский рынок» Юрию Баранову.

— Мы готовы предоставлять постоянное место на 10 дней, — ответил он. — Но для «клубничников» это невыгодно: большинство их приезжает торговать 2 — 3 раза в неделю. Зачем платить лишние деньги, ведь день обходится примерно в 12 тысяч рублей? Пробовали давать крестьянам места и выборочно, по дням. Но опыт оказался неудачным. Человек купил место, скажем, на послезавтра, а сам не приехал. Оно пустует, а предоставить другому, который привез товар, мы не можем. Опять обиды и жалобы... К тому же были случаи, когда купивший место заранее потом перепродавал его соседу. Расхлебывать эту двойную «бухгалтерию» приходилось контролерам.

А может, все гораздо проще? Никто ведь не мешает администрации рынка для начала сделать хотя бы элементарное — отметить, какие места свободны, а какие нет. Уже благодаря этому удастся избежать той сутолоки, которая происходит здесь в утренние часы. Да и с разрешениями на день, наверное, можно, если постараться, найти выход. Тем более что брестской клубникой сезон на «Комаровке» не заканчивается. На очереди — слуцкая картошка, пинские огурцы, черника, помидоры...

— Лично я не верю, что что–то изменится, — обреченно сказал нам прощаясь Анатолий Михайлович. — Предприниматели, торгующие овощами и фруктами, для рынка более выгодные клиенты, чем крестьяне. Они работают круглый год, исправно платят аренду, налоги, помогают в обустройстве территории и не очень жалуют конкурентов. Один из них как–то сказал мне: твоя работа — выращивать урожай, моя — продавать его. Может, в этом все дело?


Могилев

Минимум человек сто (кстати, неподалеку от таблички «Торговля с земли запрещена») выставили на асфальт ведра с клубникой. На вопрос, почему не идут за базарные прилавки, — категоричный ответ: мест нет! На самом рынке — удивительное дело — ряды почти пустые.

— Сегодня мы готовы предоставить частникам около 200 мест, — уверяет заместитель директора Центрального рынка Игорь Иванюшев. — Перед этим, правда, будущему торговцу нужно выполнить несколько формальностей: представить справку о наличии земельного участка (мы должны убедиться, что человек не краденным торгует), сделать бесплатный анализ товара в лаборатории рынка и заплатить 2 тысячи рублей за день торговли. Многим эти несложные процедуры не нравятся.

Гомель

Мария Ивановна, устроившаяся со своей зеленью за одним из прилавков, о проблемах не вспомнила: «Со справкой из сельсовета идешь к директору рынка, получаешь место, становись да торгуй, сколько пожелаешь». Дневной сбор за метровый прилавок обходится в сумму от 650 до 1.300 рублей.

— Нам пришлось немного потеснить торговцев экзотическими фруктами, чтобы дать место тем, кто возит продукцию с личных участков, — говорит директор рынка Василий Потапов. — Сколько бы их ни было, стараемся пристроить всех. Хотя директор признается, что пристроить бывает непросто в выходные дни.

Барановичи

Пожилая жительница Лунинецкого района Ольга Емельяновна Гопта выращивает и продает клубнику уже 37 лет. На рынке «Кiрмаш Палескi» в Барановичах ей все закоулки знакомы. Но торгует с земли. Мест, говорит, нет.

Условия торговли у сельхозпроизводителей на местных рынках действительно незавидные. Теснота, торговые места без навесов, раскаленные на солнце жестяные прилавки — ягода на них превращается в варенье, огурцы и помидоры вянут, зелень сохнет...

— Наш рынок сейчас на реконструкции. Мы одновременно строимся и работаем, — говорит начальник торгового участка автобусного парка № 2 Барановичей (ему принадлежит «Кiрмаш Палескi») Игорь Шестак. — Все эти прилавки — временные, нам надо бы создавать крытые ряды для сельхозпроизводителей. Ведь рынок, который находится возле двух вокзалов — автобусного и железнодорожного, привлекателен для сельчан. А реконструкция — дело времени.

Фото Виталия ГИЛЯ, "СБ".
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter