Кто здесь клоун

Всем малышам без исключения нравятся клоуны...

Всем малышам без исключения нравятся клоуны. Но с возрастом в цирке мы выбираем различные любимые номера: кому–то симпатичны дрессированные звери, другие с замиранием сердца смотрят на акробатов под куполом, третьи обожают иллюзионистов с загадочными фокусами.


После выступления в Белгосцирке Армена Асирянца я узнала, что клоуны бывают не только для детей. Первый его выход — с шарами. Армен появляется на манеже под песню легендарного Луи Армстронга с большим белым воздушным шаром, бросает его зрителям. Есть что–то в его манере игры от Чаплина — делать смешные вещи с серьезным лицом. Под вокал Бочелли Армен любезничает с молодой зрительницей и дарит ей надувного лебедя! Затем исчезает полностью в огромном шаре. Шар катится за кулисы, а на прощание из него появляется лишь взмах руки со шляпой.


Во втором отделении невольно ждешь возвращения Армена. Вскоре он появляется, бегает, дурачится, докучает важному конферансье. Потом начинает играть с кубиками, те, как назло, не складываются под музыку. В момент полного отчаяния, повернувшись к оркестру, он восклицает: «И кто тут клоун?!» — подразумевая, вероятно, кто тут самый главный. Рассерженный артист снимает ботинок и что есть сил запускает прямо в оркестр, а оттуда в клоуна летит куча туфель. Зал взрывается хохотом и аплодисментами. Потом Армен играет на чайнике, руководит овациями в зале, свистит в свисток, играет на трубе, делает еще много чего... И дети, и взрослые смеются до слез, не хотят отпускать Армена с манежа. После столь фееричного выступления мне удалось познакомиться с чудаковатым артистом и взять у любимца публики интервью.


— Как думаете, в чем ваше главное отличие от других клоунов?


— Моя программа разнообразна, за пять минут стараюсь увлечь всех зрителей в зале, рассказать им столько, чтобы они поверили мне, стали смеяться, полюбили и пошли у меня на поводу.


— А что вот вас лично в детстве больше всего веселило в цирке?


— А я там ни разу не был. Родился в Азербайджане в маленьком городе Кировабаде, ныне — Гянджа, где не было цирка. Даже в театры не ходил: там спектакли шли на азербайджанском языке, а мы в семье говорили по–русски.


— Но профессия у вас очень даже театральная, творческая. Как так получилось?


— С детства начал писать стихи. И насколько сейчас понимаю — хорошие, поскольку все в классе думали, что я их у классиков поэзии переписываю. Потом мне очень нравилось изображать Авдотью Никитичну и Веронику Маврикиевну (комический эстрадный дуэт актеров Вадима Тонкова и Бориса Владимирова, существовавший в СССР с 1971 по 1985 год. — Прим. авт.). Делал это очень удачно — меня часто приглашали на новогодние утренники. Пел тоже неплохо. Короче говоря, жажда творчества во мне кипела всегда.


— Насколько мне известно, сейчас работаете не только в цирке?


— Да. Не могу назвать себя махровым цирковым артистом. Работаю на эстраде, в динер–шоу, в этаком варьете: по сути дела, та же цирковая программа, но более адаптированная к эстраде. На Западе цирк уже давно разделили между детьми и взрослыми, а потому динер–шоу — только для взрослых.


— С Белгосцирком вы заключили контракт на полгода. Нравится здесь работать?


— Столько всего хорошего говорят про минский цирк, что, боюсь, скоро перехвалят (смеется. — Прим. авт.). Конечно, я счастлив, потому что в таком большом цирке не работал уже лет десять! Однако свои нюансы тоже есть — очень лифт медленный.


— Кого из великих комиков могли бы назвать своим кумиром?


— Клоун Мусля (артист А.И.Сергеев, 1915 — 1977. — Прим. авт.). Поистине уникальный человек, долговязый, похожий на Дон Кихота, у него было непревзойденное тонкое мастерство обыгрывать различные предметы. Можно сказать, что он — комик от природы. Вот я, например, совсем не смешной, и поэтому мне приходится много трудиться, пользоваться всевозможными техниками и секретами своего ремесла.


— Не могли бы поделиться одним из них?


— Работать во что бы то ни стало. В этом и есть самая суть актерства. У меня в нынешнем году мать умерла, а я на манеж выходил, работал — не смог поехать на ее похороны: ведь на мне была построена вся программа. Я лишь попросил коллег мне не соболезновать. Если вы мастер своего дела, то сможете отработать шоу, даже если на душе — огромная утрата и вам плохо, скверно, но об этом будете знать только вы сами, а не ваши зрители.


— А как вы попали в цирк к Никулину?


— Сами обстоятельства так сложились. Юрий Владимирович как раз искал коверного клоуна на контракт, а я в это время работал в Туле и искал работу в столичных цирках. Кто–то видел мои пробы, порекомендовал меня Никулину, и тот позвонил мне домой. Моя родная сестра сняла трубку и подумала, что ее разыгрывают, мол, будет еще Никулин сюда звонить. Потом, когда я уже работал у Юрия Владимировича в цирке, сестра всегда готовила и передавала для него долму. Проработав на Цветном два сезона, я уехал в Испанию.


— Теперь там живете. Почему выбрали именно эту страну?


— В Москве я чувствовал себя иммигрантом — меня постоянно останавливали на улице и требовали документы для проверки. В конце концов я просто от всего этого устал. Да и случай подвернулся. Дирекция испанского казино на Майорке искала комика для шоу. Они увидели меня на манеже никулинского цирка и предложили работу. Я согласился и отработал там полгода. Мне сначала не понравилось. Очень уж они медлительные, нет у них рвения к работе. Я вернулся обратно в Москву и через полтора месяца понял, какую ошибку сделал. Благо вскоре мне снова предложили работу в казино, и я уехал опять. На сей раз мне пришлась по вкусу неспешная жизнь на острове, с которого никто никуда не денется.


— Какие планы у прекрасного клоуна на ближайшее будущее?


— Не знаю, что и ответить. Я же артист, веду гастрольный образ жизни. По окончании контракта с Белгосцирком точно поеду ненадолго домой в Испанию, а там видно будет.


К сведению


В Белгосцирке до первых чисел декабря еще можно полюбоваться на скакунов из Туркменистана — лошадей уникальной ахалтекинской породы. Этих коней считают самыми умными и темпераментными в мире. Их грациозные движения завораживают публику. А какие трюки демонстрируют джигиты из Ашгабата — просто дух захватывает! Выступление труппы Госцирка Туркменистана неизменно вызывает зрительский восторг. Кстати, один из великолепных скакунов — Гырат — с легендарной биографией. По свидетельству Пыгы Байрамдурдыева, руководителя туркменской конной ассоциации, этот конь — потомок ахалтекинца Араба, на котором маршал Жуков принимал Парад Победы в 1945 году.

 

Фото автора.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter