Почему бензин будет дорожать и как «привязана» цена топлива к нефтяным котировкам

Кто заправляет баррелем?

Котировки сырьевых товаров на международных биржах — не более, чем глубоко усредненные индикаторы. А как дело доходит до конкретных поставок той же нефти, у каждой страны начинается своя уникальная история.

Более дешевый бензин, чем в России, свидетельствует о нездоровой экономике НПЗ
Фото Артура ПРУПАСА

Опубликованный в «Р» 11 января материал «Сложный пасьянс» вызвал массу читательских откликов. К сожалению, в большинстве своем очень однозначных. В статье достаточно подробно объяснялось, почему дешевое топливо для страны не является благом. А, наоборот, тормозит вложения в новые технологии и «убивает» нефтехимию.

У нас цены на топливо зависят не от мировых трендов, а от российских

Увы, подавляющее большинство читателей упорно не пожелало соглашаться с объективными факторами. Основной аргумент: когда нефть на Лондонской и Нью-Йоркской биржах дешевела, цены на наш бензин не снижались. В который раз хочется повторить: наши НПЗ приобретают сырье в России. Поэтому котировки заокеанских торговых площадок на себестоимость нашего топлива влияния-то и не оказывают. К тому же, когда нефть в мире падала, дешевел и наш бензин, но весь эффект съедала девальвация.

Бумажные котировки

Биржевая цена  наиболее близка к рыночной. И она самая справедливая и объективная. По крайней мере, так утверждают теоретики. Но их утверждения справедливы только для простого сельскохозяйственного рынка с картошкой и клубникой. А мировые котировки на сырьевые товары уже давно оторвались от реальности. Они, скорее, являются не отражением реальной стоимости товаров, а неким умозрительным индикатором. Не более. 

Да и профессиональные брокеры уже давно не торгуют нефтью, газом и металлом. Сплошь и рядом они оперируют так называемыми фьючерсами. Этакая ценная бумажка, которая обязывает ее продавца… нет, не поставить баррели в указанный срок (скажем, через три месяца), а возместить покупателю разницу в котировках, если они пошли вверх. А если вниз — тогда сальдо на свой счет получает продавец. 

Словом, финансовый мир уже давно оперирует не столько товарами и продукцией, а бумажками. Процесс чем-то напоминает партию в знаменитую игру «Монополия». Люди покупают-продают земельные участки, строят недвижимость, но все эти активы существуют исключительно в их воображении. И на реальную цену зданий на Елисейских Полях или Охотном Ряду не влияют. 

Качать — не фьючерсом шуршать

К разным котировкам промышленники уже давно относятся весьма скептически. Ибо они отражают стоимость фьючерса с поставкой через месяц, или два, или три. Другими словами, выражают экспертные ожидания. Поэтому на бирже баррель может стоить, скажем, сто долларов, но в реальности его за такую цену и не купишь, и не продашь. Вот такие  превратности современных рыночных цен. 

Реальность более сложна и виртуозна, чем шуршание вторичными ценными бумагами. Купить ту же нефть — только половина дела. Но ее еще необходимо как-то доставить на НПЗ. Нередко логистика может удваивать и даже утраивать стоимость барреля. Все зависит от обстоятельств. 

Миром реальной экономики правит не мифический рынок, а расчет и прогнозирование. Нефтяники не будут качать излишки нефти. Если речь идет о серьезных объемах, то их попросту негде хранить. Транспортные компании тоже не держат огромный резервный флот: вдруг дополнительный фрахт «обломится». 

Аналогично дела обстоят с портовой инфраструктурой или железнодорожными перевозками. Большое количество перевалочных мощностей или цистерн никто не держит. Вся инфраструктура формируется под конкретные контракты и не за один день, а годами. Поэтому все нефтяные потоки текут по привычным руслам. И направлений не меняют даже из-за политических или экономических катаклизмов. Чтобы принципиально перестроить торговлю углеводородами, необходимы годы и сотни миллиардов долларов. 

От трубы не убежишь

По большому счету, биржевые котировки принципиально не влияют на себестоимость топлива ни одного НПЗ в мире. Главное не сколько стоит мифический фьючерс, а что прописано в конкретных контрактах о поставках. А они, как правило, долгосрочные. С «сегодня на завтра» нефть никто не покупает. Тем более если речь идет о серьезных объемах. 

Вот и для Беларуси важна не мировая динамика цен на углеводороды, а позиция в этом вопросе России. Точнее, ее отношение к внутренним ценам. Через разные формулы именно к ним мы и «привязаны». И в нефтяном вопросе логично не страдать утопией космополитизма, а анализировать события у соседей. 

А в России углеводородная сказка для «своих» почти закончилась в силу налогового маневра. Еще в середине 2000-х соседняя страна  взяла курс на почти полное уравнивание стоимости сырья для внутреннего и экспортных рынков. Да, читатели совершенно правы: нефть на мировых рынках дешевела. Но у соседей-то превалировал противоположный тренд: российские углеводороды для Беларуси дорожали.

По информации концерна «Белнефтехим», в октябре 2014 года мировые котировки колебались в районе 86 долларов за баррель, а наши НПЗ приобретали нефть по 277,1 доллара за тонну — почти в два раза дешевле. А литр бензина АИ-92 у нас тогда стоил 0,99 доллара. В январе 2018 года мировые котировки нефти составляют 67 долларов за баррель, но цена для наших НПЗ уже 374 доллара за тонну — почти сравнялась с ценами на международных биржах. А бензин в долларах подешевел до 0,6 доллара за литр АИ-92. 

Подведем итоги. За три года мировые котировки упали на 22%, сырье для наших НПЗ подорожало на 35%, а цена топлива в долларовом эквиваленте снизилась почти на 40%. Если пересчитать в рублях, цифры будут несколько иными, но тренд сохранится. Хотя если в себестоимости топлива 80—90% составляет импортное сырье, для чистоты процесса логично все подводить под валютный знаменатель. В любом случае, выглядит несколько странным, что литр бензина в России стоит дороже, чем у нас. И это в нефтеносной стране! 

Но почему-то для многих  белорусских  потребителей  топливо стало таким «психологическим» товаром, который они не привязывают к экономике. И наивно полагают, что административным ресурсом можно делать топливо до бесконечности дешевым. Здесь, видимо, сказываются воспоминания прошлых лет, когда после девальвации цифры на автозаправках менялись достаточно плавно. В отличие, кстати,  от ценников  на другие товары. 

Да, чтобы экономика адаптировалась под новые реалии, цены тогда сдерживали. Прежде всего за счет рентабельности нефтепереработчиков. Подчас поставки на внутренний рынок были глубоко убыточными. Но наши НПЗ помогли и реальному сектору, и всем  автовладельцам пережить тяжелые времена. Однако сейчас пришла пора переходить к нормальной экономике в нефтепереработке. 

volchkovvv@mail.ru
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter