Кто там за дверью?

Гран-при «М@rt контакта» взяли «Три сестры» из Санкт-Петербурга

Только очень молодые люди, не знающие прошлого, могут считать новым то, что уже было, а старым то, что не потрудились разглядеть

Все театры хотят получить новую интересную пьесу о современности и сделать спектакль, на который будет ломиться публика. Уже известно, что такую пьесу могут сочинить только молодые авторы. И понять ее лучше других может молодой режиссер. Поэтому седьмой год подряд все любящие театр рвутся в Могилев, нагружая счастьем и головной болью неизменного директора Международного молодежного театрального форума «М@rt контакт» Андрея Новикова. Виданное ли дело: 20 января начали продавать билеты на 17 спектаклей из 7 стран, а через две недели в кассе уже ничего не осталось. А гости всю театральную неделю ехали из разных городов Беларуси, просачивались через служебный ход, висели гроздьями в ложах и на балконах, сидели на полу в проходах. Пожарные пребывали в тихом обмороке. На улицах контакт с публикой устанавливали розовые инопланетяне из Словении, лезли на фонарные столбы и мазали краской прохожих.

Классика, «новая драма», пластический и уличный коллективы, перформансы, шоу и шок — все смешалось в эту последнюю декаду марта, получился настоящий праздник к Международному дню театра.

В этом году в Могилеве высадился солидный десант белорусских театральных критиков и продемонстрировал широкую разбежку мнений: от простого «нравится — не нравится» до научных определений постмодернистских тенденций и структурной доминанты. Затихали, когда звучало серьезное и спорное, но хохотали, когда на сцене было нелепо и смешно. Это не помешало ежедневно на обсуждениях разговаривать с приехавшими коллективами честно, без скидок на авторитеты, иногда категорично.

Так получилось, что с первого и до последнего дня символическое значение получил образ двери, которая делит мир на познанный и непознанный. В страхе стояли перед закрытой дверью молодые купаловцы в работе Корняг-театра «Спектакль № 7».Из дверей появлялись виртуальные чудеса «Белой истории» комик-шоу из Санкт-Петербурга. В двери ломились с трех сторон украинские артисты в спектакле «Двери». Ее пытался безуспешно открыть рафинированный интеллигент Ираклий из московского спектакля «Развалины». Через конкретные двери ночного клуба «Сива» выскакивали на улицу артисты из Словении, продолжая на улицах спектакль «Электрическое чаепитие». В постоянно открытые двери ленинградского дома трижды в течение 17 лет входили и выходили в другую жизнь Марат и Леонидик из спектакля белорусского ТЮЗа. Даже в питерских «Трех сестрах» занавеска служила дверью, из которой приходили непознанные чеховские объекты. Наконец произнесла отчаянный монолог и умерла перед наглухо закрытой дверью бабушка из литовского спектакля «Сволочная любовь».

Ничего не бывает случайным. Спектакли подобрались такие, которые стремились сломать личное пространство каждого из сидящих в зале. Одним это удалось. Другим нет. Театральные работы заставляли рассуждать о том, как сегодня молодежь относится к романтике, хочет ли она смотреть проверенную столетиями классику, что такое проблема выбора и вседозволенности, понимает ли кто-нибудь, что свобода должна уравновешиваться чувством ответственности, а сквернословие — не способ самовыражения.

Неравнозначны по художественному уровню были показанные спектакли. Это естественно. Трудно молодым, еще не закаленным соперничать с мастерами. У них все впереди. К шедевру идут медленно, преодолевая неудачи. Чеховским «Трем сестрам» из Санкт-Петербурга в постановке Льва Эренбурга профессионалы единогласно присудили Гран-при. На этой работе можно учиться. Заняты в ней сравнительно молодые артисты, и каждый из них дает свой мастер-класс. Возможно, это зрелище не для среднестатистического зрителя и не для продвинутой молодежи, которая считает прошлое принадлежностью музея. Но и для молодых было много таких спектаклей, где каждый находил свое.

Сценические двери не разделили мир на две воюющие половинки. Они заставили с уважением и интересом ждать проявления творческой смелости, новых идей, форм и откровений со стороны тех, кто пока находится в театральной культуре за запертой дверью. Она обязательно откроется. Есть надежда.

На снимке: театр из Санкт-Петербурга представил зрителям фестиваля трагикомедию «Три сестры».

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter