Кто спас Николая Патоличева?

В июле 1950 года первым секретарем Центрального комитета Компартии Беларуси был избран Николай Семенович Патоличев.

В июле 1950 года первым секретарем Центрального комитета Компартии Беларуси был избран Николай Семенович Патоличев.

Через три года над его головой «собрались тучи». По настоянию Лаврентия Берии 6 марта 1953 года Патоличев был выведен из состава Президиума ЦК КПСС. Вскоре ЦК КПСС принял решение об его освобождении и избрании на этот пост Михаила Зимянина, который был в то время вторым секретарем ЦК КПБ.

Началась борьба за пост руководителя Компартии Беларуси. В мемуарах Н.С. Патоличева «Совестью своей не поступись» (М., 1995) есть такие строки:

«И вот как-то поздним вечером Баскаков (министр госбезопасности БССР. — Э.И.) пришел ко мне в ЦК. По лицу вижу, чем-то очень взволнован.

Сел и молчит. Я с тревогой жду.Наконец, он рассказал мне следующее.

Ему только что позвонил из Москвы министр госбезопасности Литвы Петр Павлович Кондаков и просил срочно передать мне, что Берия разработал план разгрома руководящих кадров в республиках. Он только что из кабинета Берия и все это видел и слышал. Полагая, что все это делается Берия без ведома Центрального Комитета и в его каких-то собственных целях, решил через Баскакова информировать меня. Кондаков предупредил, что по указанию Берия в обстановке строжайшей секретности подбираются на лиц, подлежащих по рекомендации Берия снятию с работы, материалы, чтобы можно было предъявить обвинение в нарушении ленинской национальной политики партии на местах и в плохом руководстве сельским хозяйством.

По этому зловещему плану сначала будет снят первый секретарь ЦК Компартии Украины Г.М. Мельников, вторым Патоличев — первый секретарь ЦК Компартии Белоруссии.

Советуемся с Баскаковым — как быть? Надо хорошо подготовиться и ехать в Москву, в ЦК партии».

В Москве Николай Патоличев встретил уже освобожденного от работы Г.М. Мельникова, имел беседы с секретарем ЦК КПСС Н.Н. Шаталиным, председателем Совета Министров СССР Г.М. Маленковым, секретарем ЦК КПСС Н.С. Хрущевым. Все они отрицали имеющееся решение о снятии Патоличева и заверили, что все останется по-старому.

Вот что вспоминает Н.С. Патоличев о дальнейших событиях: «Все прояснилось, когда через несколько дней позвонил мне в Минск Хрущев и сообщил, что...» Далее уже шли знакомые мне формулировки: «За нарушение ленинской национальной политики, за...» План Берия воплощался в жизнь.

На второй фразе я прервал Хрущева:

— Все это мне давно известно. Давно. Месяц, товарищ Хрущев.

На этом разговор окончился. Сообщил «новость» Баскакову — он помрачнел.

— Что загрустил, дружище? — спрашиваю Баскакова.

— Берия заставит меня писать.

— Что?

— Писать на тебя. Ты знаешь его приемы.

Тут настала очередь задуматься и мне.

— Заставит, — согласился и я.

Баскаков в Минске ничего не написал. Его отозвали в Москву. Он не написал и там. Его сняли с поста министра. Берия шел напролом».

Вскоре Патоличев поехал в Москву. В аппарате ЦК КПСС ему сказали, что в Минске без него прошло заседание Бюро ЦК Компартии Белоруссии, принявшее решение об его освобождении. Готовится пленум ЦК КПБ.

В том памятном для Патоличева июне 1953 года лишь арест Л.П. Берии спас его от отставки с поста первого секретаря ЦК КПБ. Состоявшийся 25—27 июня 1953 года расширенный пленум ЦК КПБ обратился в ЦК КПСС с просьбой оставить Н.С. Патоличева на прежней должности, ЦК КПСС согласился с постановлением пленума ЦК КПБ.

До конца своей жизни Николай Патоличев считал своими спасителями Михаила Баскакова и Петра Кондакова.

Что нам известно о Михаиле Баскакове?

Мы напрасно будем искать сведения о нем в 18-томной «Беларускай Энцыклапедыi» и 6-томной «Энцыклапедыi гicторыi Беларусi», в других энциклопедиях. Даже в таком авторитетном и малодоступном широкому читателю кратком биографическом справочнике «Генералы органов государственной безопасности Беларуси» (Мн., 2001) сказано, что после февраля 1958 года сведений о дальнейшей судьбе М.И. Баскакова не имеется.

Правда состоит в том, что один из руководителей государственной безопасности генерал-майор Михаил Иванович Баскаков был «подкидышем». В опубликованной в газете «Красная Карелия» биографии сообщалось, что М.И. Баскаков без имени и фамилии был подобран в Москве. Есть сведения, что он родился в ноябре 1905 года. Миша Баскаков воспитывался крестьянкой Е. Баскаковой в д. Павловке Гжатского уезда. За воспитание и содержание ребенка она получала 6 рублей в месяц казенных денег. Приемный отец Баскакова умер в 1918 году, когда Мише шел 13-й год.

Способный мальчик окончил 4-классную земскую школу в селе Ворском Гжатского уезда и с 12 лет работал учеником, слесарем, кочегаром и машинистом на Ворском лесопильном заводе. В 20-летнем возрасте в 1925 году Баскаков уже председатель Ворского сельсовета. В 1927—1928 годах, будучи в Красной армии, он учится в полковой школе и становится ответственным организатором ВЛКСМ 85-го стрелкового полка. Затем Баскаков находился на комсомольской и партийной работе.

В мае 1930 года Михаил Баскаков поступает в Институт востоковедения при ВЦИК и оканчивает его в марте 1933 года.

С того памятного для него марта началась служба Баскакова в органах ОГПУ—НКВД—НКГБ—МГБ—МВД.

В декабре 1938 года он уже в звании лейтенанта госбезопасности назначается на ответственный пост наркома внутренних дел Карельской, а потом Карело-Финской ССР. 17 января 1939 года ему, минуя звание старшего лейтенанта, сразу присваивают звание капитана ГБ. В феврале 1941 года майор госбезопасности

М.И. Баскаков занимает пост наркома внутренних дел, а в мае 1943 года — наркома госбезопасности Карело-Финской ССР. В феврале 1943 года ему присваивают звание комиссара госбезопасности 3-го ранга.

В годы Великой Отечественной войны он становится одним из организаторов и руководителей партийного подполья и партизанского движения в республике. 20 лет назад в Москве вышло в свет солидное издание — фундаментальная энциклопедия «Великая Отечественная война.1941—1945», в которой помещен материал под названием «Партизанское движение в Карелии». В нем есть такие строки:

«С началом войны по поручению ЦК КП(б) Карело-Финской ССР работу по организации партийного подполья и партизанско-

го движения возглавили секретарь ЦК

А.С. Варламов, 1-й заместитель председателя СНК республики М.Я. Исаков и нарком государственной безопасности М.И. Баскаков».

31 июля 1943 года Михаила Ивановича переводят в Горьковскую область и назначают сначала начальником УНКГБ, а затем — начальником УМГБ. Здесь, в центре Поволжья, Баскаков обеспечивал секретность и безопасность одного из крупнейших в стране военных комплексов.

9 июля 1945 года ему присваивают звание генерал-майора.

В июне 1946 года Баскаков становится министром государственной безопасности Узбекской ССР, а в январе 1951 года — начальником управления Министерства госбезопасности по Хабаровскому краю.

...В октябре 1951 года министра государственной безопасности БССР Л.Ф. Цанаву назначают заместителем министра госбезопасности СССР. Проходят октябрь, ноябрь, декабрь 1951-го и январь 1952 года, а Москва все ищет кандидатуру на пост министра МГБ Беларуси. Наконец 6 февраля 1952 года на эту ответственную должность назначается генерал-майор Михаил Иванович Баскаков. Он был последним министром госбезопасности Беларуси.

Согласно постановлению ЦК КПСС, Президиума Верховного Совета СССР и Совета Министров СССР от 5 марта 1953 года, МВД СССР и МГБ СССР вновь слились в единое министерство. Соответствующей реорганизации подвергались и органы государственной безопасности СССР.

После смерти И.В. Сталина и прихода в МВД Л.П. Берии Баскаков стал министром внутренних дел Беларуси.

В 1943—1953 годах министром внутренних дел БССР был Сергей Саввич Бельченко. Через много лет он вспоминал:

«В ЦК КП Белоруссии возник вопрос, кого оставить министром в республике: министра госбезопасности генерал-майора Баскакова или меня — министра внутренних дел. На совещании в ЦК мнения разделились. При голосовании оказалось, что и за меня, и за Баскакова проголосовало равное количество членов ЦК. Однако первый секретарь ЦК КП Белоруссии Н.С. Патоличев поддержал кандидатуру М.И. Баскакова, и это было решающим моментом для его назначения на эту должность.

Мне об этом рассказал К.Т. Мазуров, когда он стал заместителем председателя Совета Министров СССР. Мы отдыхали вместе с ним в одном из домов отдыха в Белоруссии, где он и поведал мне эту историю. Оказывается, Баскаков был человеком Патоличева.

...По характеру работы (Бельченко в то время был начальником 3-го спецотдела МВД, а затем КГБ при СМ СССР. — Э.И.) мне приходилось бывать у Л.П. Берии не один раз. Незадолго до своего ареста он меня вызвал к себе... Берия сказал, что в ЦК КПСС было принято решение освободить первого секретаря ЦК КП Белоруссии

Н.С. Патоличева. Однако пленум ЦК КП Белоруссии с этим не согласился. И Берия предложил мне возглавить объединенное министерство в республике.

Я понял, что Берия хотел убрать М.И. Баскакова как человека Патоличева. Я отказался, понимая, что меня пытаются втянуть в грязные политические интриги...»

9 марта 1953 года Михаил Иванович был снят Берией со своего поста, но после ареста последнего 21 июля 1953 года вновь возглавил министерство.

Вот как оценивал Баскакова Н.С. Патоличев, который был первым секретарем ЦК Компартии Белоруссии в 1950—1956 годах:

«...А в Белоруссию приехал новый министр госбезопасности М.И. Баскаков. Я этому несказанно обрадовался...

Итак, министром государственной безопасности Белоруссии стал М.И. Баскаков. За долгие годы партийной работы я встречался со многими чекистами. Очень многие из них оставили теплые воспоминания, глубочайшее уважение. То же самое могу сказать и о Михаиле Ивановиче, замечательном чекисте, честнейшем и преданнейшем коммунисте...

По окончании пленума (речь идет об июльском пленуме ЦК КПСС 1953 года. — Э.И.) Центральный Комитет КПСС по моей настоятельной просьбе вернул М.И. Баскакова в Белоруссию. Берия снял его с поста министра госбезопасности республики лишь за то, что он отказался фабриковать материалы против меня. Вернулись мы в Минск вместе с Михаилом Ивановичем».

Безусловно, в деятельности Баскакова в Беларуси в 1952—1958 годах было немало позитивного, положительного, особенно в сфере установления правопорядка в республике.

Вместе с тем не следует забывать, что с позиций сегодняшнего дня было немало и негативного. При нем, как и при Цанаве, создавался разветвленный карательный аппарат. В 1952 году из западных районов БССР в отдаленные регионы России вывезли почти 30 тысяч кулаков.

За 1954—1956 годы в БССР вернулось около 17 тысяч человек, осужденных за антисоветскую деятельность. Но уже в конце 1956 года первый секретарь ЦК КПБ Кирилл Мазуров и министр внутренних дел БССР Михаил Баскаков просили Москву приостановить досрочное освобождение «врагов народа» и запретить им жить в пограничных районах Беларуси.

16 февраля 1956 года был арестован и осужден на 7 лет заключения преподаватель Гродненского педагогического института Бронислав Ржевский, который лично и вместе со студентами проводил кампанию письменных обращений к властям на тему дискриминации белорусского языка.

В 1957 году братья Леонид и Михаил Белые (племянники Якуба Коласа) расклеили в Минске листовки в защиту белорусского языка. Вскоре они были арестованы и осуждены на 10 и 7 лет.

В феврале 1958 года генерал Баскаков был уволен в отставку по болезни. Его перевели на хозяйственную работу. С сентября 1965 года Михаил Иванович работал заместителем начальника Главного управления строительства Западно-Сибирского экономического района Министерства строительства РСФСР.

Его не стало в 1968 году.

Заслуги М.И. Баскакова были высоко оценены правительством СССР. Он был награжден орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденом Трудового Красного Знамени, тремя орденами Красной Звезды, 7 медалями. Среди его наград был знак «Заслуженный работник НКВД».

Михаил Иванович избирался членом Бюро ЦК КП(б) Карело-Финской ССР, Узбекистана, членом Бюро ЦК КПБ, депутатом Верховного Совета СССР.

Воссоздавая правдивую и объективную историю Беларуси во второй половине ХХ века, мы должны обязательно вспомнить о деятельности М.И. Баскакова на посту министра госбезопасности и министра внутренних дел БССР в 1952—1958 годах. Она достойна того, чтобы о ней вспомнили.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter