Аномальная жара не погубит урожай

Кто сказал, что сгорела земля?

Несмотря на засуху, у Гомельщины будет достойный урожай
ДИРЕКТОР КСУП «Козенки-Агро» Мозырского района Владимир ЖИЛИН с ранней весны каждый день пристально анализировал прогноз погоды. Ему, как и коллегам-руководителям, работникам агрономической службы, хотелось знать, когда синоптики пообещают дождь. Казалось иногда, он вот-вот пойдет, как, например, было несколько раз на прошлой неделе, когда громкими раскатами отметилась гроза. Но каждый раз ветер разгонял тучи, и надежды на дождь так и оставались надеждами. Потом, когда почву подсушило окончательно, когда в ней, казалось, не осталось ни грамма влаги, стало понятно: прошлогоднего урожая зерновых не собрать. Скромнее будет отдача и кормовых угодий. Поэтому Владимиру Жилину, как и другим аграриям, ничего не оставалось, как смириться с капризами погоды и думать о путях выхода из сложившейся ситуации. Такова, увы, доля земледельца.



Илья пожалел гнилья

Кажется, на Гомельщине сделали все, чтобы получить высокий урожай зерновых, заготовить вдоволь травяного фуража, но погода как будто решила наказать аграриев южных районов, обделив их осадками и щедро одарив неслыханной жарой. Под урожай этого года в регионе заготовили больше остальных минеральных удобрений. Не было их недостатка и в Мозырском районе, но из-за дефицита влаги они сработали лишь частично. Весной сам видел, как в тех же «Козенках-Агро» вносили приготовленную по всем правилам агротехники перепревшую органику — из буртов валил пар. Но ни отлично подготовленной почвы, ни высокого качества посевного материала оказалось недостаточно, чтобы выйти на прошлогоднюю урожайность зерновых, с избытком заготовить сенажа, силоса, создать переходящий кормовой запас. За лето на угодьях высохли даже некоторые мелиоративные каналы, значительно обмелело и небольшое озеро в Козенках. Предприятие рассчитывало перевозить заготавливаемые корма через Припять на пароме, но он крепко сел на мель. 

Такой засухи – практически с августа прошлого года — в южных районах области не было давно. Одни говорят — лет сорок, другие – семьдесят. Хотя к подобным капризам погоды, когда дождя нет месяц-два, в Наровлянском, Ельском, Лельчицком и некоторых других районах привыкли, и это, говорят, не засуха. Она тогда, по словам специалистов, когда на отдельных участках в метровом слое почвы нет влаги вообще, когда ее испарение у растений превышает поступление, когда они начинают изнемогать от жары, когда часть яровых приходится использовать на зерносенаж и когда, наконец, раньше обычного убирают кукурузу.

Но даже при такой одуряющей жаре крестьяне вносят минеральные удобрения, готовят почву под сев озимых зерновых, рапса. Так было и в прошлом году — в это время здесь как раз сеяли рапс. В сухую почву. Полагали: придет Илья и, как говорят в народе, принесет гнилья, то есть пойдут дожди. Но у Ильи, похоже, закончился лимит на воду, а потом у зимы – на снег.



Зерна много не бывает

В итоге вместо прошлогодних рекордных за всю историю Мозырского района 42 тысяч тонн зерна собрали около 22 тысяч тонн при урожайности 23 центнера с гектара. По 13 центнеров на круг получили в Наровлянском, примерно 22 – Петриковском, 24 – Жлобинском, 27 – Ельском, 25 – Калинковичском, 26 – Хойникском районах. Средняя урожайность по области — 30,2 центнера. В то же время продуктивность хлебной нивы в Ветковском районе — 41, Добрушском – около 40 центнеров с гектара. Примерно столько собирали на торфяниках и некоторые лельчицкие хозяйства. И если к 17 августа прошлого года область закончила жатву с 1294 тысячами тонн зерна, то сейчас пока 965 тысяч, регион недобрал около 330 тысяч тонн сухого зерна. Это не так и много. Прогнозы скептиков по его большому валовому недобору как в целом по республике, так и на Гомельщине не оправдались.

Почти в два раза меньше намолоты в Ельском, Жлобинском районах, в остальных недобрали по 10—15 процентов. Уже очевидно, что некоторым предприятиям собранного в этом году зерна будет маловато. По крайней мере создать переходящий его фонд не получится. КСУП «Козенки-Агро» получило его примерно 45 процентов от прошлогоднего уровня – 2320 тонн. И уже часть его закупило. Примерно 10 тысяч тонн зерна недобрали хозяйства Лельчицкого района: это где-то минус 15—16 миллиардов рублей. Как пригодились бы эти деньги на горючее, минеральные удобрения, стройматериалы, запчасти, на другие цели. Говорят, в связи с такой ситуацией принято решение рассчитываться зерном с обслуживающими АПК госорганизациями при условии, что все оно останется в пределах области. И ни килограмма — коммерческим структурам и за пределы области. Зерно вполне может стать своего рода местной валютой.

Вся надежда на «королеву»

Насколько оправдает надежды кукуруза – говорить пока рановато. Все будет зависеть от дождей, которых с нетерпением ждут в хозяйствах. На отдельных участках она пожелтела настолько, что рассчитывать на зеленую массу уже не приходится. Когда в одном из сельхозпредприятий Лельчицкого района стало понятно: более пяти—семи центнеров зерна тритикале с гектара не получить — ее убрали на корм, землю во второй половине июня засеяли кукурузой. Но из-за дефицита влаги она вымахала на 15—20 сантиметров — и на этом все.

Правда, есть и высокоурожайные зеленые участки, но не на песках. Их немного, да и где их набраться, непесчаных почв, на все посевы? А после того как второй укос трав, можно сказать, выгорел, кукуруза — единственная надежда на пополнение фуражных запасов. Трудно представить, что делали бы без нее в этом году сельхозпредприятия. Особенно южных районов. Поэтому молчат сегодня те, кто критиковал их и руководство области за излишнюю увлеченность этой кормовой культурой. Хотя как раз без нее скот мог бы остаться полуголодным. Мозырскому району, например, только на силос приходится высевать около 8,5 тысячи гектаров кукурузы, заготавливая его сухим, почти в виде зернокорнажа с урожайностью 150 центнеров с гектара. Но после того как по опыту местной «Зари» хозяйства перешли на такую технологию, район ни разу не закупал фураж, а все время продавал его, а сельхозпредприятия используют прошлогодние силос и сенаж, наращивая производство молока. 

В управлении сельского хозяйства и продовольствия не скрывали: резко увеличить посевы кукурузы побаивались. Остерегались истощения почвы, знали, что увеличится себестоимость кормов. Но когда утром корова получает силос, а вечером на него отвечает прибавкой молока, что еще нужно? Не случайно по итогам работы за первое полугодие на Гомельщине самые высокие темпы роста надоев. Удастся ли сохранить их во втором? Однозначного ответа на этот вопрос пока нет. Тем более что в расчете на условную голову КРС в области заготовлено пока лишь по 6,5 центнера кормовых единиц травяного фуража, почти на 1,8 центнера меньше, чем в прошлом году. Да и качество его будет теперь не лучше. 

Засуха в основном прошлась по югу области.

— Больше всего пострадали яровые, — рассказывает директор ОАО «Путь Ильича» Лельчицкого района Евгений Гусак. – В прошлом году собрали 4 тысячи тонн зерна, в этом — 2700. Для внутренних нужд этого достаточно, госзаказ будет выполнен, семенной материал засыпали. Останется и для страхового фонда. Запасы кормов увеличили за счет подгоревших яровых зерновых: посеяли их 600 гектаров, убрали – 170. Кукурузных кормов заготовим не меньше, чем в прошлом году, – около 11 тысяч тонн. При этом часть посевов, которые намеревались использовать на зерно, пойдет на силос. При урожайности 20—30 центнеров с гектара на зерно убирать не будем. Ждем дождя. 

Когда он был последний раз – никто точно не помнит. Однако если и в ближайшие день или два его не будет, некоторые участки кукурузы он уже не спасет. Не поднимется и часть трав. 

— Дальше сушить кукурузу бесполезно, — считает руководитель ОАО «Новая нива» Лельчицкого района Евгений Рагойжа. – Начали ее убирать, иначе можем остаться без фуража. Если в прошлом году получили 5800 тонн зерна, то в этом – 3300. Сразу прикинули, сколько и на какие цели его потребуется. Для крупного рогатого скота будет достаточно. А на формирование переходящего фонда можно не рассчитывать. 

С прошлого года зерна в Лельчицком районе не осталось. Его хватило только до жатвы. Поэтому придется рассчитывать на собранное. Если не хватит, то около двух-трех тысяч тонн, считает начальник райсельхозпрода Николай Гавриловец. Даже если оставить на зерно примерно тысячу гектаров кукурузы, то при самой скромной урожайности – 40 центнеров с гектара — район получит еще 4 тысячи тонн «королевского» зерна. Но все это пока на бумаге. 

Плуг чизелю не товарищ

В последнее время можно услышать немало противоречивых мнений и о безотвальной обработке почвы, которая широко применяется на Мозырщине. Одни настойчиво доказывают ее преимущества, другие – недостатки. В качестве аргумента «за» специалисты в первую очередь приводят пример совхоза-комбината «Заря», где с каждого гектара собрали более 40 центнеров зерна. Это рекорд района. Однако здесь не обрабатывают почву плугами несколько лет. Переверни ее в этом году — урожайность могла бы быть меньше. Почему? Этот вопрос задавал многим. И вот что услышал. 

В районе преобладают пески, подстилаемые в основном песками. Средний балл плодородия – 21,7, толщина плодородного слоя — от 16 до 18 сантиметров. 

— Пахать нужно там, где он 35—40 и более сантиметров, где выше плодородие, — считает главный агроном райсельхозпрода Андрей Макаревич. – А на наших песках переворачивать пахотный слой, вывернув подзолистый слой на поверхность, а потом делать его плодородным, нерационально использовать горючее нет необходимости. Экономически выгоднее провести минимальную обработку. Поэтому хозяйства и делают ставку на чизелевание. 

Но если все время применять только дискаторы, то нижний слой уплотнится. Это создаст еще больше проблем. Поэтому в районе используют различные виды обработки почвы, перепахивая ее примерно раз в четыре года. Чизель можно настроить на любую глубину. В результате рыхлится подпаханный слой, на поверхности частично остаются растительные остатки, сохраняя атмосферную влагу. Поэтому при таком ее дефиците получить по 23 центнера с гектара зерновых — это заслуга именно такой минимальной обработки почвы.

— Не разрушив верхний слой, мы смогли сберечь накопившуюся с туманами и росой влагу, — поясняет Андрей Макаревич. – А значит, сгладить последствия жары. При использовании плужной обработки почвы потеряли бы влаги на 20—25 процентов больше с соответствующим формированием урожайности. 

Будут корма, будет и молоко 

Прошлогодний уровень заготовки силоса – 154 тысячи тонн — в районе будет обеспечен. А если пройдут дожди, то срок созревания кукурузных початков позднеспелых гибридов увеличится, а значит, зерна в ней станет больше. 

— Проблем с кормами не будет, — утверждает начальник райсельхозпрода Елена Павлечко. — Все погибшие участки рапса — около 1200 гектаров — пересеяли кукурузой на силос. И не прогадали. Это позволит достаточно заготовить силоса. С прошлого года осталось более шести тысяч тонн зерна. Так что животные, а все дойное стадо находится на круглогодичном стойловом содержании, обеспечим фуражом с учетом потребности. А будут молоко и мясо – будут и деньги.

Как видим, руководители сельхозпредприятий, специалисты самых пострадавших от жары регионов настроены оптимистично. Судя по разговорам, для многих из них засуха и ее последствия страшны не настолько, как это порой преподносится. 

От «СГ». Как сельхозпредприятия Гомельщины намерены распорядиться зернофуражом, будут ли животные обеспечены в достаточной мере травяными кормами, как жаркое лето может сказаться на производстве молока и мяса? В последующих номерах с помощью руководства Комитета по сельскому хозяйству и продовольствию Гомельского облисполкома мы ответим на эти и другие вопросы. 

zybulko@sb.by 
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter