Кто подкладывает нас на стол конкурентов

Деструктивные телеграм-рупоры призывают не покупать свои, белорусские товары и услуги. И это пытаются выдать за подлинный патриотизм?


Выгодна ли такая позиция простому сельскому жителю? Ему и без того непросто выдержать ценовую конкуренцию, учитывая стоимость энергоносителей и другие факторы. Вот, скажем, Жабинковский сахарный завод — что, если их сахар на полках магазинов заменят чужим? Неудивительно, что гендиректор предприятия Игорь Болтромеюк однозначно оценил призывы отказаться от белорусских продуктов питания и одежды как деструктивный путь. И в этом с ним солидарны очень многие эксперты, в том числе зарубежные, например руководитель журнала World Economy (Берлин, Германия) Александр Сосновский.

Чего деструктивные силы хотят добиться? Невостребованность наших товаров — затоваренные склады — недоплаченные налоги, а значит, ухудшение состояния всей инфраструктуры. Но прежде всего любого волнует зарплата и цены. Если, к примеру, сахарный завод не продаст свой продукт, как он рассчитается за сырье с сельхозпроизводителем, а тот — выплатит деньги по графику? И хватит ли той суммы на чудо-рафинад по заграничным ценам, если вдруг наши заводы разорятся?

Напомню: сейчас в экономике большинства стран — спад, если не огромное падение. Нет доходов, нет расходов. Страны чуть ли не зубами грызутся за свой кусок экономического пирога. Вот, к примеру, в эстонской прессе оценивают экономическую ситуацию в Европе по итогам второго квартала. Прежде всего, «тикуют» на соседей. ВВП Швеции уменьшился во втором квартале на 8,3 процента, спад экономики Финляндии ограничился показателем всего 5,2 процента. «И, к счастью, это как раз те страны, от положения которых более всего зависит экономика Эстонии». Пока у нас митингуют, соседи ищут, как выбраться из экономической воронки. Вот что должно быть во главе угла у патриота: поднять экономику, заработать, а не выбросить свой хлеб на свалку в обмен на чужой «сухой паек».

Приведу несколько примеров, подтверждающих, насколько остро стоит вопрос рынков сбыта и безработицы. Экономические договоренности — на первом месте при разрешении политических конфликтов. В Вашингтоне президент Сербии Александр Вучич и премьер-министр Косово Авдуллах Хоти заключили сделку. И что первым пунктом? Косово снимает запреты на поставки сербских товаров.  

Обратная медаль невостребованности товаров — сокращения и безработица. По сообщениям украинских СМИ, в Киеве сейчас насчитывается более 25 тысяч безработных. В конце прошлого года было около 9 тысяч. Международное агентство новостей Фергана рассказывает о тысячах граждан Таджикистана, которые ежедневно выходят на рынки мардикоров (поденщиков), а прежде они были учителями, инженерами и агрономами. К примеру, пропольщик риса, стоя весь день по колено в холодной воде, там получает в день менее 5 долларов. В носках пашут — сапоги нельзя, хозяева считают, что они повредят ростки.

Ожидает ли такую перспективу для себя молодежь, призывающая не работать? Мне кажется, большинство не думает, что для организаторов «это просто бизнес, детка». Кто не работает, тот не ест. А вот желающих съесть конкурента пруд пруди. Реклама своих продуктов — на самом выгодном месте в любой стране мира. Там понимают: за простой упаковкой сахара или булкой хлеба — судьбы тысяч своих полеводов, агрономов, врачей и учителей.

yasko@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter