Кто поддержит огонь?

С 20 по 25 февраля в Ханты-Мансийске прошел VII Международный фестиваль кинодебютов «Дух огня».Вот и первые сюрпризы. Кризис резво подобрался к фестивалю, который проводится в нефтяном городе. «Судьба «Духа огня» находится под угрозой, – сказал на пресс-конференции президент кинофорума Сергей Соловьев. – Времена такие, что думать нужно о добыче нефти, а не о праздниках. И мы благодарны хантымансийцам, которые все же согласились принять фестиваль. Мы привозим хорошие картины в этом году, несмотря на скромные перспективы. Семь лет назад у нас была возможность сделать красивый праздник, но не было хороших картин. А сегодня мы можем заявить, что в стране, известной именами Чухрая, Озерова, Бондарчука, Тарковского, Шепитько, Митты, сформировалось новое поколение кинематографистов, которые умеют делать картины высочайшей художественности и высочайшей гражданской ответственности».

Как выяснилось, президент фестиваля имел в виду фильмы  «Шультес» Бакурадзе, «Нирвана» Волошина, «Простые вещи» Хлебникова, «Все умрут, а я останусь» Гай Германики, «Русалка» Меликян. Некоторые из них были показаны на фестивале в программе Клуба для детей и юношества «Твое кино».
Сергей Александрович заявил, что «Дух огня» достиг того уровня, что пора открывать рынок только дебютных картин. И пообещал это сделать. Но тут с ним в спор вступили кинокритики, сказав, что все названные картины не рассчитаны на широкого зрителя и хорошо, если на всю страну их посмотрят 10 тысяч человек. И с рынком вряд ли что-то получится, разве что аукцион затеять…
– Да, – парировал Соловьев, – «Судьбу человека», когда она выходила на экраны, смотрели во всех кинотеатрах страны, а «Шультеса» не увидите нигде. Огромную армию людей отучили ходить в кино. Согласен, фильмы для широкого зрителя должны идти широко, но надо и молодежные картины показывать.
Разговор, весьма характерный для фестиваля дебютов. И продуктивный, как только люди перейдут от слов к делу. Представим, что зритель получил возможность смотреть дебютные ленты. И обсуждать их, пусть не в такой степени, как «Адмирала» и «Стиляг», но все-таки широко – в клубах, в печати, в студенческой и рабочей аудиториях. Сразу же станет очевидным, не слишком ли  крутые параллели проводят организаторы фестиваля, не много ли выдают авансов?..
В целом программы-2009, и международные, и российских дебютов-2008, и внеконкурсные, были в этом году на уровне. В «Эйфории. The best» были и братья Коэны (США) – «После прочтения сжечь», и Гай Ричи (США – Великобритания) с «Рок-н-рольщиком», и Хана Махмальбаф (Иран – Франция) – «Будда рухнул от стыда».
В программе «Мифы народов Севера» зрители увидели фильмы скандинавских стран, познакомились с ретроспективой чехословацкого кино 1960-х годов. В Югорском университете и школах Ханты-Мансийска прошли мастер-классы деятелей российского кино. На фестивале работала лаборатория режиссуры Александра Митты. Привычной культурной программы не было. Прошла лишь выставка Миколы Гнисюка «Год без Саши», посвященная памяти Александра Абдулова и самого автора фотографий.
Блеснул на фестивале и Сергей Соловьев. На открытии была показана его лента «Анна Каренина», а на закрытии – «2Асса2» – фильмы, настолько внутренне связанные,  что воспринимаются своеобразной дилогией.

 

 

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter