Если раньше головной болью экономики были очереди и дефицит, то теперь — подделки

Кто наставляет рога нашей тушенке

НЕДАВНО на рынке в Бобруйске хотел прикупить свежих овощей. Бойкая молодуха активно рекламировала помидоры. «Покупайте, свежие, ждановичские!...» Агрокомбинат «Ждановичи» хорошо знаю, как и его продукцию. Присмотрелся, взял на пробу — вкус не тот, цвет другой. Все ясно: торгашка в своих, понятно каких, целях использует бренд известного на всю страну хозяйства.

Это я к тому, что если раньше головной болью экономики были очереди и дефицит, то теперь — подделки. По разным оценкам, потери мировой экономики, связанные с оборотом нелегальной продукции, оцениваются в 450—800 миллиардов долларов. Причем чаще всего подделывают продукты питания, парфюмерную и алкогольную продукцию, авто- и авиазапчасти, лекарства и стройматериалы.

Нависла подобная угроза и над потребителями стран Таможенного союза. Свободное перемещение товаров, с одной стороны, благо для производителей, с другой — чревато конкуренцией, в том числе и с «невидимым врагом» из Китая, Кыргызстана и Таджикистана. Отсюда некачественная продукция проникает в Казахстан, из него доезжает и до Беларуси. Примечательно, что таможенные службы не вправе предпринимать какие-либо действия в отношении транзитных грузов. К тому же товары, ввозимые на территорию стран ТС извне, подлежат таможенной очистке только единожды, после чего предприниматели получают право беспрепятственно перемещать сапоги, куртки, бытовую технику по территории всех стран.

Многие из нас, наверное, замечали, что любимый кофе горчит, чай не такой крепкий, как прежде, конфеты несладкие, а рубашки и ботинки рвутся моментально. Хотя вроде бы на упаковке красуется лейбл известного производителя. Специалисты констатируют: потребителям сегодня сложнее распознать подделки, так как при их изготовлении применяются высокие технологии. В результате порой даже сам производитель без дополнительной экспертизы не в состоянии отличить свое детище от контрафакта.

На слуху у нас была история с поддельным кофе «Нестле». Операция проводилась одновременно по всей Беларуси. Всего было обнаружено и выведено из нелегального оборота почти пять тысяч контрафактных упаковок различного веса. Подделывают белорусское шампанское, срывают этикетки с мясных продуктов. 

Один из самых популярных белорусских продуктов — тушенка. Ее подделать проще простого: на дешевый российский продукт клеится этикетка с нашим брендом. Знакомые привезли из Москвы одну банку. Читаю: «Оленина тушеная. Производство Беларусь». Всем хороша банка, если не знать, что во всей Беларуси нет столько оленей, сколько продуктов якобы из них лежит на полках только московских магазинов.

К сожалению, пока не отслеживают качество своей продукции при создании совместных производств на территории России. Лидские комбайны, например, производятся в свободной экономической зоне «Алабуга» в Татарстане. Так называемая отверточная сборка. Но качество ее настолько отвратительное, что механизаторы, руководители спрашивают первым делом, чья продукция. Если узнают, что алабужская, то открещиваются и говорят: дайте нам белорусское.

Белорусское попросили и украинские машиностроители. История началась с промышленной дружбы с «Белкоммунмашем», которая в перспективе должна была перерасти в совместное сборочное производство. Подписали соглашение, передали проектную документацию. Через некоторое время с конвейера украинского завода сошел троллейбус. Качество такое, что лучше бы он не сходил… 

«Сделано в Беларуси» — это прежде всего качество. Имидж, на который производители работали десятилетиями, теперь сам работает на производителей. Но пока предприятия держат марку и выпускают конкурентоспособную продукцию, тот же товар все чаще можно встретить в пиратском исполнении.

Вопрос охраны и защиты прав собственности ложится на плечи самих предприятий. Для тех, кто не единожды наступал на одни и те же грабли, это уже нормальная практика: вышел на рынок — зарегистрируй бренд.

 Торговать оригиналом можно везде, при этом весь союзный периметр остается открытым для копий. Уже давно пора ставить границы для контрафакта на законодательном уровне. Нужен единый товарный знак. В Евразийской экономической комиссии об этом говорят уже несколько лет. Не пора ли от слов переходить к делу?

shevko@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter