Кто на дороге всех умнее?

Еще один призрак бродит по Европе... На этот раз — призрак тестирований умственного развития будущих водителей...
Еще один призрак бродит по Европе... На этот раз — призрак тестирований умственного развития будущих водителей. Специалисты в сфере дорожной безопасности ряда стран проводят исследования и вполне в духе европейского либерализма инициируют общественные дискуссии. Проводить ли IQ–тесты для учеников автошкол? Скажется ли строгая проверка интеллекта курсантов на статистике ДТП? Такие вопросы тревожат сейчас водителей и полицейских. И не только в Западной Европе. В частности, много шума наделало заявление заместителя главы департамента полиции и погранохраны Эстонии Тармо Мийлитса, который ясно дал понять, что в целом одобряет идею тестов для начинающих автолюбителей. Правда, знания из каких областей станут проверять у будущих водителей, полицейский чиновник не уточнил. Что и породило волну слухов и домыслов, причем не только в Прибалтике...

Стоит ли в перспективе применить подобную практику в Беларуси? Приживется ли она на нашей почве? Вокруг да около в формате «пешеход против водителя» сегодня дискутируют авторы нашей полемической рубрики. Есть в очередном споре и «подрезания», и неожиданные маневры, и безнадежное отставание от скорости собственных мыслей, и таранные дебаты... На тормоз никто из авторов жать не хотел, упрямо предлагая свой вариант ответа на принципиальный вопрос:

ДЛЯ ТЕХ,КТО В «ТАНКЕ»

Будь я художником, написал бы эпохальное полотно: заместитель гендиректора департамента полиции и погранохраны Эстонии шагает с отважным лицом. В руке г–на Мийлитса зажата противотанковая граната. Впереди — зловещая тень то ли броневика, то ли джипа. Табличка на картинной раме: «Отступать некуда — позади Таллинская кольцевая автодорога!» Холст, масло, солярка...

Жанр баталистики вполне оправдан, потому что тема дорожной безопасности близка военной. Каждый день человечество несет огромные потери в третьей мировой войне — дорожной. И Тармо Мийлитс не просто разглагольствует, а делает каждому дебиловатому гонщику 101–е эстонское предупреждение: «Не пройдешь тест — давай, до свидания!» И полицейский из Силламяэ, и гаишник из Жлобина прекрасно знают тип лихача, который словно не легковушкой рулит, а рычаги Т–34 дергает. Думает, что все ему позволено, что он самый неуязвимый, а остальные на шоссе — лишь жалкие скорлупки. И чем больше на пути такого «танкиста» будет законодательных «противотанковых ежей», тем меньше людей он отправит на койки, в морги. Да и сам уцелеет, в тюрьму не попадет. Уж лучше хулигану, у которого вместо сердца даже не пламенный мотор, а камень, «пешкарусом» передвигаться, к проездному билету привыкать.

Мудрее всего — наносить по шоферской группе риска не карающий (отморозков не останавливают штрафы и лишение прав), а превентивный удар. «Насколько человек готов участвовать в такой социальной игре, как дорожное движение, которое требует внимательности, умения считаться с другими участниками движения, реагировать на внезапно возникающие ситуации, можно выяснить еще до получения им водительских прав», — вполне справедливо, на мой взгляд, полагает Тармо Мийлитс. И добавляет, что составленные полицией портреты злостных нарушителей ПДД говорят о социальной незрелости штрафников. Их отличает «слишком высокая готовность рисковать, снимать на дороге напряжение и получать эмоции». Речь прежде всего о молодых водителях с их бравадой, желанием самоутвердиться перед пацанами, выпендриться перед красотками, получить дозу адреналина. Но из группы риска нельзя исключать и бывалых шоферов: увы, на пьяном «автопилоте» они пленных не берут. Поэтому и назрели давным–давно меры дополнительного, так сказать, внедорожного контроля. И в Евросоюзе, и у нас.

В Германии, кстати, неадекватных, а еще — слишком юных или, напротив, престарелых водителей плюс автошкольников–двоечников уже заставляют проходить испытания, метко прозванные «идиотен–тестами». Специально обученные психологи да медики проверяют, насколько человек внимателен, как реагирует на изменения обстановки, способен ли сосредоточиться и ориентироваться. Нарушил правила, проявил тупость, сроднился с персонажами анекдотов про «чайников» и блондинок за рулем — добро пожаловать в кабинет аналитика на излечение...

Вот так бы и у нас, а, Роман? Ведь иной раз волосы дыбом встают, когда читаешь хронику ДТП. На стоянке возле минского супермаркета водитель задавил малыша — якобы перепутал передачи... Компания студентов вылетела в кювет на дорогущей иномарке... «Мерс» пошел на обгон, но попал в металлолом... Ведь кто–то же когда–то пытался посеять в головах виновников жутких трагедий разумное, доброе, вечное — в обычных школах, вузах, на автокурсах. Или слова педагогов до сознания болванов не доходят? Неужели при наборе в классы подготовки водителей всех категорий спецы смотрят прежде всего на толщину кошелька, а задатки камикадзе часто предпочитают не замечать?

Эх, тут, похоже, как ни крути, мешает пресловутый человеческий фактор. Вот бы его исключить, ввести, скажем, проверку автокурсантов, а также нерадивых водителей на полиграфе... Чтобы все сказанное детектору лжи было обращено против потенциального дорожного преступника... Пропустишь пешехода на «зебре»? Любишь быструю езду? Сядешь за руль после «корпоратива»? Ответишь ли на телефонный звонок, поворачивая на площади Бангалор? Станешь ли экономить на детском автокресле? Глядишь, после такого «интервью» у кого–то исчезнут помыслы о дорожном экстриме, а кто–то и отсеется, получив водительский «белый билет». Да потом, не исключено, и сам рад будет. И не только потому, что ходьба пешком полезна для здоровья. Просто многие остаются «чайниками», «тормозами», потому что не любят свою машину. Приобрели авто, потому что «у всех по две–три «ласточки», дабы повысить свой статус в глазах коллег, соседей. Однако ездить — страшно, хлопотно. Но «деньги плочены», приходится мучиться. Это как поступить в первый попавшийся вуз, встать в очередь за дипломом, а потом заниматься всю жизнь нелюбимым делом... Но дорога не жалует халтурщиков. Дорога рано или поздно заведет разговор в стиле сцены проверки документов в фильме «В августе сорок четвертого...»: «Будьте любезны, вернитесь на место». — «Может быть, вы нас по стойке «смирно» еще поставите?» — «Это... я поставлю. Если это понадобится, я поставлю».

ХАОС В ГОЛОВАХ

Ну, я все про тебя понял, Андрей. Ты настолько страстный автоненавистник, что прямо в глаза бросается твое тайное желание, замаскированное под заботу о гражданах. Грезишь не о законодательных препонах для будущих автомобилистов, а о вполне конкретных железобетонных «ежах» и надолбах на улицах. Просто чтобы никто не ездил. Вообще никогда. Если следовать твоей логике, то это самый естественный способ остановить, как ты выразился, «третью мировую войну на дорогах». Здравствуйте, мир и счастье. Правда, счастье еще неполное. Поэтому я предлагаю пойти дальше.
На железнодорожных переездах гибнут люди? Запретить поезда. С многоэтажек падают? Назад в землянки! Умирают от удара током? К черту электричество! Тонут в озерах? Ну ты понял...

Андрей, автомобиль — величайшее и удобнейшее изобретение. Ставить преграды для владения и управления им, законодательные или любые другие, — это абсурдный путь, ведущий в каменный век. Машина сама по себе никого не убивает — убивают (и убиваются) люди. Надо менять человеческое мировоззрение и поведение, а не расставлять шлагбаумы для курсантов автошкол. Кстати, на пути к управлению машиной и сейчас предостаточно разного рода рогаток, как правовых, так и финансовых. Поди попробуй скопи денег на автомобиль. Затем побегай за выпиской из амбулаторной карты, пройди медкомиссию. Между прочим, там и узнают, не псих ли ты, — без замороченного тестирования твоего интеллекта. Потом оплати обучение, попытайся сдать две части экзамена, найди деньги для оплаты подорожавшей госпошлины за права... Человека, который способен пройти все это, вряд ли назовешь дураком. К чему тогда «идиотен–тест»?

Эстонская инициатива мне не нравится как раз потому, что она направлена на проверку умственных способностей водителя. Но каким образом это может быть связано с агрессивным поведением на дороге? Или умные не совершают жутчайших преступлений? Позвони в МВД, поинтересуйся, сколько людей с высшим образованием находится в тюрьмах. Или вот был в США такой Эдмунд Кемпер. В подростковом возрасте он убил своих дедушку и бабушку. Затем задушил шесть девушек, собственную мать, а также ее подругу. Так его IQ составлял 148 пунктов, что соответствует интеллекту гения. Ты, выходит, вполне доверил бы ему управление автомобилем. Абсолютно неопасный субъект, что уж там...

Вместо идиотен–решений надо кропотливо и планомерно создавать в обществе обстановку нетерпимости к дорожным хулиганам. Чтобы любой лихач знал: к ответу за рискованный маневр его призовут сами же участники уличного движения. Постепенно, хвала видеорегистраторам, это уже происходит. Добросовестные, сознательные водители, запечатлевшие чей–то опасный обгон или проезд на красный свет, уже сейчас не ленятся отослать соответствующий видеофрагмент в ГАИ. Уже сегодня есть «гонщики», наказанные штрафами и лишением прав после жалобы владельцев регистраторов. К слову, эти люди не стремятся «наябедничать», а всего лишь обеспечивают безопасность своих близких, освобождая наши дороги от излишне агрессивных водителей. Если уж вводить что–то в обязательном порядке, то я бы даже зимнюю резину поставил на второе место, первым делом обязав всех водителей обзавестись приборами видеофиксации дорожной обстановки.

Следующий шаг — воспитать такую ментальность, чтобы нарушать было стыдно. Чтобы человек, случайно пересекший двойную сплошную линию разметки, ощущал себя так же неловко, как если бы пришел в гости в дырявых носках. Создал аварийную обстановку — значит, опозорился! А пока многие считают, что это лихо и круто, ничего не изменится. Но наводить порядок в головах, конечно, сложнее, чем вводить «законодательные препоны».

К слову, почему ты ограничиваешься только автомобилистами? Разве пешие участники движения не участвуют в дорожной войне? В Беларуси каждый день за нарушение ПДД к административной ответственности привлекаются более 120 пешеходов по всей стране! При этом более половины из них — за нахождение на дороге в темное время суток без фликеров. При чем же тут автовладельцы? Будь последователен, предложи и пешеходов тестировать на интеллект. Не прошел тест — под домашний арест! Сиди в чулане, не подводи водителей под статью. А если второй раз не прошел, рецидивист этакий, то в погребе.
Я этим намеренным преувеличением что хочу сказать? Не надо обращать внимание на странные придумки, исходящие из западного мира. Они там, по–моему, уж совсем белены объелись. Извини за такой пример, но в Швеции вот недавно предложили запретить мужчинам справлять нужду стоя. Только сидя, чтобы еще больше уравнять их с женским полом. Даешь, мол, реальное равноправие. Эстонцы со своей идеей тестов IQ уже, на мой взгляд, догоняют шведов.

Нам–то для чего участвовать в этой гонке умищ?
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter