Кто диктует цены?

Легко ли многодетной семье купить домик в деревне
Легко ли многодетной семье купить домик в деревне

Иметь большую семью нынче не просто престижно и почетно, но очень даже выгодно. Льгот и привилегий немало. Вот только мелкое сито инструкций, постановлений, писем министерств и исполкомов порой не позволяет многодетной ячейке общества всеми положенными благами воспользоваться. О прокрустовом ложе нормативных актов и многом другом сегодняшний выпуск «Квартирного вопроса». Слово нашему эксперту — начальнику управления правового регулирования социальной деятельности государства Министерства юстиции Галине Подрезенок.

«Моему старшему сыну 11 лет, младшей дочке — 2 года. Всего детей в семье четверо. По указу Президента при покупке жилья мы можем воспользоваться льготным кредитом и безвозмездной субсидией. Причем вне очереди. Год назад я собрала все необходимые документы, но справить новоселье никак не могу. Почему? В банке ссылаются на письма облисполкома, по которым кредитуется не полная стоимость дома или квартиры, а только 40 процентов. Цитирую: «...В целях недопущения завышения в расходовании бюджетных средств, установления объективной оценки жилых помещений, приобретаемых для многодетных семей на вторичном рынке, районным оценочным комиссиям поручено при определении стоимости приобретаемых жилых помещений к акту оценки, выдаваемому органами госрегистрации, применять понижающие коэффициенты качества среды равные 0,4 и 0,3». То есть если газифицированный дом в деревне Нарейково стоит 20 тысяч долларов, то кредит дадут лишь на 8,5 тысячи. Но за эти деньги даже однокомнатные «апартаменты» не продаются. А одной мне (муж умер) недостающую сумму не насобирать никогда. Хотелось бы знать, имеет ли право облисполком таким образом толковать указ Президента? Ведь в результате редкая многодетная семья сможет воспользоваться положенной ей льготой».

И.Хуцкая, Оршанский район.

— Если семья не может улучшить условия проживания, построив квартиру, то по Указу Президента № 185 (от 14 апреля 2000 года) льготный кредит предоставляется на покупку недвижимости. Но сумма его не должна превышать 70 процентов максимального размера кредита, положенного при строительстве жилья. Для многодетных семей — это 95 процентов оценочной стоимости приобретаемой жилплощади. Что такое оценочная стоимость и как ее считают? По постановлению Правительства (№ 992 от 24 июля 2002 г.) возможны варианты. Это — наименьшая цена приобретаемого жилого помещения, определенная по договору купли–продажи, или сумма, указанная в справке органа по госрегистрации недвижимого имущества, либо заключение оценочной комиссии при исполкоме.

Как следует из письма, в вашем случае стоимость дома, скорее всего, определяла оценочная комиссия. Законодательство это допускает, но вот почему облисполком настаивает на применении понижающих коэффициентов качества среды, из письма непонятно. Поэтому рекомендую обратиться за разъяснениями в Министерство архитектуры, которым в 2003 году (27 августа) разработана специальная инструкция № 14 с образцами расчета суммы льготных кредитов в различных ситуациях. Интереса ради приведу пример № 8, где сделан расчет льготного кредита для семьи из 3 человек, которые приобретают 2–комнатную квартиру 53 квадратных метра. Итак: на каждого члена семьи кредитуется по 20 кв. м (20х3=60 кв. м). Теперь найдем 70 процентов от максимально возможного размера кредитуемой площади при строительстве такой квартиры: 0,70х0,90х60=37,8 кв. м. Умножим эту цифру на приведенную в инструкции оценочную стоимость квадратного метра — 600 тысяч рублей и получим, что банк поможет семейству улучшить жилищные условия, предоставив под 5 процентов годовых 22 миллиона 680 тысяч рублей при нормативной стоимости квартиры около 32 миллионов рублей. Если же стоимость жилья намеренно уменьшить вдвое, то расчетная сумма кредита получится действительно очень маленькая.

* * *

«Моя мама — пенсионерка, постоянно проживает в деревне Курдуны Воложинского района. На зиму я забираю ее к себе в Минск. И вот в то время, когда мамы не было дома, в районе решили поменять столбы, поддерживающие электропровода. При этом под корень спилили две яблони, а подпоры под столбы вывели прямо на цветник и газон. Причем такие бесчинства произошли не только у нас во дворе, но и у соседей. Скажите, пожалуйста, как регулируются в таких ситуациях права собственника земельного участка и электромонтажной организации?»

Валентина Чернявская, Минск.

— Все споры, связанные с правом собственности на землю, разрешаются судом. Без согласия собственника вторгаться на частную территорию нельзя. Если же участок находится во владении и пользовании, то разбираться в случившемся будет райисполком. Факты нужно обстоятельно изучить. Не хочется верить, что нечто подобное возможно. Прежде чем делать что–либо на участке земли, принадлежащем на праве собственности конкретному лицу, любая организация, в том числе и электромонтажная, должна была заручиться разрешением владельца. Принудительное отчуждение имущества без согласия собственника возможно лишь в целях общественной необходимости и только с полной компенсацией потерь. Причем «общественную необходимость» еще нужно подтвердить и мотивировать. Иными словами, люди, которые придут у вас отнять приватизированный кусок земли под столб для электропроводов, должны предъявить на то разрешительные документы с подписями, штампами.

Хотелось бы еще спросить автора письма: почему, видя такое безобразие, женщина не предприняла хотя бы минимальную попытку защитить свои права, урегулировать вопрос? Обращалась ли в юридическую консультацию? Какие государственные инстанции прошла? Кто отказал? Почему? Проблема–то, по сути, мелкая и вполне решаемая на уровне исполнительной власти. В любой цивилизованной стране человек прежде всего защищает или пытается защитить свои интересы сам. Только потом идет в суд.

* * *

«Мой старший сын, Прудников Игорь, 1966 года рождения, инвалид II группы по психическому заболеванию. 6 лет стоял в очереди на улучшение жилищных условий, имеет право на дополнительную жилплощадь по постановлению Минздрава от 19.04.2001 года № 27. Муж онкобольной, пьет, младший сын тоже. И все вместе мы живем в одном доме, на 72,6 квадратного метра. Семь лет назад мы с мужем жилье разделили. С тех пор мне и сыновьям принадлежит 42,73 «квадрата», супругу — 31,73. Летом 2005 года нас сняли с очереди на том основании, что на каждого проживающего в доме приходится по 18,15 метра, а положенная сыну дополнительная площадь не является основанием для постановки на учет нуждающихся. Справедливо ли это? Ведь в результате всем нам придется мучиться до самой смерти».

Е.Прудникова, Слуцк.

— В 565–м Указе Президента (от 29 ноября 2005 года) перечислено 15 оснований, по которым граждане признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий. Одно из них — обеспеченность жилплощадью менее 15 «квадратов» на человека. Если кто–то из домочадцев болен и имеет право на дополнительные метры, то, увы, при постановке на учет эта привилегия не учитывается. Однако из письма очевидно еще одно основание для включения семьи в жилищную очередь: дом разделен и его части принадлежат нескольким собственникам. Если у гражданки есть регистрационное удостоверение на ее половину жилья, где она действительно прописана с двумя сыновьями, то снять семью с очереди в исполкоме никак не могли. Очевидно, есть еще какие–то обстоятельства и нам о них неизвестно. Скажем, выделена ли доля читательницы де–юре? Доведена ли процедура раздела до конца? Рекомендую Е.Прудниковой подойти в юридическую консультацию и выяснить все на месте, с документами в руках.

* * *

«Когда исполкомы оплатят погашенные чеки «Жилье», приобретенные от третьих лиц? Я стояла на жилищной очереди до 1992 года. Постановлением Правительства нам дали право использовать для впервые приобретаемого жилья как собственные, так и купленные чеки «Жилье». Ценные бумаги были изъяты и погашены для оплаты паевого взноса на строительство квартиры в ЖСК еще в 2001 году. Но деньги за жилищные квоты так и не поступили. Взносы мне пришлось оплачивать самой да еще со штрафными санкциями. Ежемесячно их удерживают из моей зарплаты».

Валентина Вакуленко, Витебск.

— Думаю, чеки «Жилье», приобретенные от третьих лиц, вам не оплатят уже никогда. Хотя бы потому, что срок исковой давности (3 года) истек. Законодательство резко изменилось. 7 июня 2005 года Президентом подписан Декрет № 6 об упорядочении обращения и использования именных приватизационных чеков «Жилье». До 1 января 2006–го (потом срок продлили еще на год) чеки нужно было перерегистрировать в «Беларусбанке», если они получены непосредственно гражданином, приобретены по договорам купли–продажи, мены, дарения у близких родственников, но не у третьих лиц. Да, в 2001–м существовала норма, что жилищные квоты граждан и членов их семей (даже купленные), нуждающихся в улучшении жилищных условий на 1 января 1992 года и осуществляющих строительство, подлежали индексации с учетом стоимости строительства на день обращения. Однако в бюджетах страны на 2002 — 2005 годы деньги предусматривались исключительно на индексацию чеков «Жилье» личных либо полученных от близких родственников. Иными словами, похоже, что и в тот период времени чеки не могли пригодиться при строительстве квартиры.

Коллаж Юрия ХАДЬКОВА, "СБ".
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter