Как Беларуси реагировать на подписание Украиной ассоциации с ЕС?

Крытый рынок

Как Беларуси реагировать на подписание Украиной ассоциации с ЕС?

Заявлено, что завтра Украина подпишет полностью соглашение об ассоциации с Евросоюзом. В том числе и его экономический блок. В связи с этим — закономерный вопрос: последуют ли некие ответные меры со стороны стран ЕЭП и прежде всего России? Ведь между нами и Украиной действует Договор о зоне свободной торговли в СНГ. Тема обсуждена Евразийской экономической комиссией. И, похоже, выведена из формата «тройки». Представитель России в ЕЭК первый вице–премьер Игорь Шувалов после заседания сообщил:


— По той нормативной базе, которая сейчас существует в Едином экономическом пространстве... у России появляется право принять решение на национальном уровне. То есть у нас теперь есть возможность применять меры таможенно–тарифного регулирования на уровне решения правительства России, нам теперь уже для этого решения «на троих» не нужно.


Российская сторона в случае подписания Украиной и ЕС соглашения желает повысить ставки ввозных таможенных пошлин по ряду товаров из Украины. Правда, в Договоре о зоне свободной торговли есть условие: повысить их можно, если соглашение «на стороне» привело к существенному росту импорта. В данном случае это не столько  защита от украинского импорта — с чего бы это вдруг ему расти? — сколько от возросшего потока продукции из третьих стран. Ведь европейские товары, легче, чем раньше, доплывающие до Киева, смогут также спокойно долететь и до Смоленска. Считай, беспошлинная торговля между ЕС и Таможенным союзом. Поэтому реакция Москвы во многом предсказуема.


И все–таки как в этой ситуации быть Беларуси? Между странами «тройки» таможенных постов нет. Теоретически любой товар из Украины через нашу территорию может легко оказаться в России. Да, у каждого государства ЕЭП есть возможность, заметив увеличение импорта, запросить у партнеров информацию, что-то предпринять. Хочешь не хочешь, а уравнение получается с несколькими неизвестными.


И даже со многими. Поскольку четкого экономического обоснования повышения пошлин у российской стороны, видимо, пока нет. Да и нам бы неплохо было, прежде чем задумываться о подобных мерах, скрупулезно все просчитать. Вот что сказал по этому поводу член Совета Евразийской экономической комиссии от Беларуси Сергей Румас:


— Белорусская сторона выступила резко против этого решения (о введении в отношении Украины заградительных пошлин. — Прим. авт.), мотивируя тем, что соглашение об ассоциации Украина еще не подписала и мы не можем оценить, какие угрозы это несет для экономики стран Таможенного союза. Анализ последствий не рассматривался и в Коллегии Евразийской экономической комиссии. Таким образом, необходимости в срочном принятии этого решения нет.


Пока же, заявил Сергей Румас, мы будем проводить мониторинг украинского импорта и можем вернуться к рассмотрению вопроса «в случае возникновения угроз для белорусской экономики». Логично. Все–таки и сейчас защищаемся по некоторым позициям в ЕЭП.


Важно, как мне кажется, этих угроз еще и не провоцировать самим. Как бы кто ни относился к украинским событиям, думаю, спорить не станет: товарооборот между Беларусью и Украиной мы всеми силами должны отстоять. Более 6 миллиардов долларов по итогам 2013 года — дорогого стоят. И дополнительные барьеры, выстроенные наскоро, здесь ни к чему. А измерить давление украинского импорта на наш рынок — если оно обнаружится — успеем. И в рамках своей компетенции отреагируем.


Прямая речь


Георгий Гриц, заместитель председателя Белорусской научно-промышленной ассоциации, профессор:


— Договор о зоне свободной торговли в СНГ предполагает торговлю между странами–членами без тарифных и нетарифных ограничений. А по периметру зона свободной торговли, естественно, имеет свои заградительные пошлины. И Украина, если подпишет соглашение, приоткрывает дверь свободной торговле между ТС и ЕС.


Здесь российская сторона справедливо ссылается на статью 6 Договора о зоне свободной торговли в СНГ. Она гласит, что если одна из стран вступает в иную зону свободной торговли и там установлены более льготные условия, то появляется право ввести заградительные пошлины по исключительным позициям. Беларусь и Казахстан как члены договора, в принципе, должны следовать той же логике. Но для этого стоит четко оценить, какая открывается «дыра» для проникновения импортных товаров на национальные рынки. А она будет немаленькой. У ЕС действует режим свободной торговли еще с 19 странами. В финальной стадии соглашение с США. Поэтому угрозы для белорусского рынка стоит серьезно оценить.


alexandrov@sb.by


Советская Белоруссия №119 (24502). Четверг, 26 июня 2014 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter