Как «горшколепы» из Городной в чудо‑глину жизнь вдыхают

Крутись, лепись, горшочек!

У местечка Городная Столинского района немало достопримечательностей, но главную не сразу увидишь. Это особенная природная каолиновая глина. Изделия из нее выходят на редкость прочными, готовы держать любую форму. Благодаря этой породе здесь давным‑давно и зародился гончарный промысел. Сегодня за этой глиной охотятся даже зарубежные гончары.



«В других окольных деревнях никто гончарством не занимался, потому что не было сырья, — рассказывает мастер гончар Василий Козачок. — Глина есть только в нашей деревне. Благодаря ей городнянцы смогли пережить и голод довоенный, и послевоенную разруху. Спрос на горшки был далеко за пределами деревни, развозились они на расстояние до 300 километров. И гончарам хорошо, и покупавшим людям было выгодно, что их обеспечивают посудой».




Чудо‑глину берут в трех‑четырех километрах от Городной в хвойном лесу. С виду все несложно: с ведром, лопатой, постилкой едут и копают яму в нужном месте. Говорят, раскопки доходили до трех метров в глубину. Но не только место отыскать надо. А еще и понять, та самая ли это глина. Мастера даже на зуб пробуют! Так умелец может оценить, достаточно ли жирная, не много ли песка в ней. 





«В нашей глине много минерала каолинита, она тугоплавкая, выдерживает температуры до 1.500 градусов. Не мягкая, как пластилин, а упругая, — раскрывает секрет Василий Козачок. — Поляки из нашей глины делают большие формы. Когда спрашиваю, почему такие большие, говорят, что из своей им таких не сделать. Их глины выдерживают 900—950 градусов, а дальше начинают плавиться. Наша глина стойкая, она выдерживает».


Но и дальше не все так просто. Сразу в дело лесную глину не пустишь. Прежде чем попасть на гончарный круг, она должна пройти специальную подготовку.



«Накопали глины, привезли домой. Сбиваем ее в большую грудку или бабку, как мы называем, — делится опытом мастер гончарного дела Григорий Ковалько. — Затем два‑три раза перестругиваем стругом на бумажный лист. Чтобы удалить примеси, чтобы не было ни камушка, ни корешка, чтобы глина была чистая. Если попадет камушек, то во время обжига он прорвет в горшке дырку».


Определенно, гончарству все возрасты покорны. Григорий Иосифович Ковалько занялся гончарством в 10 лет. Рано остался сиротой и продажей горшков зарабатывал на жизнь. Вот уже 65 лет он не выпускает глину из рук. Василий Андреевич Козачок сел за гончарный круг, когда ему было за 50! Проработал всю жизнь учителем и только потом решил освоить дело своего отца. 
Интернет-проект «НеОБЫЧАЙные деревни» рассказывает о современной жизни самых необычных деревень Беларуси, в которых сохранились уникальные культурные ценности, давшие второе дыхание селу. В том числе обряды, обычаи, быт, танцы и песни, включенные в список нематериальных культурных ценностей Беларуси и ЮНЕСКО. Яркие фото, динамичные видеорепортажи, душевные тексты  — все это живет по адресу veski.sb.by. Откройте для себя «НеОБЫЧАЙные деревни»!
Сегодня опытный гончар и педагог Василий Козачок с другими мастерами передает умение молодым. С 2003 года в Городной при Доме культуры открыли Центр гончарства, которым и руководит Василий Андреевич. Четверо учеников 11‑го класса охотно ходят в клуб и оттачивают умение превращать глину в посуду. Наблюдаю, как один из них в рабочем фартуке со знанием дела садится за гончарный круг. Комок глины начинает вращаться, парень периодически смачивает ладони в миске с водой. И буквально через пару минут в его руках потихоньку вырастает небольшой сосуд. Спрашиваю у Максима Шелеста, как его представить. Отвечает: «Юный гончар». 


«Я пришел сюда на экскурсию в младших классах. Потом стал приходить чаще, потому что понравилась сама лепка. С пятого класса стал заниматься в Центре гончарства. Сейчас я умею делать тарелку, миску, вазу, банку, горшок. Мне больше нравится лепить круглую форму. Горшок либо вазу».


Вылепить горшочек на гончарном столе — это едва ли половина дела. Его надо высушить при комнатной температуре, на это уйдет не меньше недели. Затем обжечь в печи. Печи у мастеров — классические, в землю вкопанные. В жерло печи погружают глиняные изделия, зачастую, уже когда готова не одна сотня кувшинов и горшков. Первый обжиг длится около десяти часов. За это время пережигают в порошок и вручную до состояния сметаны смешивают на жерновах глазурь. Покрытые глазурью горшки отправят на второй обжиг при температуре более 1.000 градусов. Самый простой горшочек в лучшем случае будет готов через месяц! 


В деревне Городная проходят пленэры гончаров, куда съезжаются умельцы не только из ближнего, но и дальнего зарубежья, например шведы и датчане. Польские гончары всегда увозят с собой городнянскую глину. В перспективе Городная — прекрасное место для привлечения туризма. Самому добыть ломоть чудо‑глины, раскрутить его на гончарном круге и вылепить под руководством мастера свой собственный горшочек — забава, способная завлечь гостей из разных уголков.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter