Крупные сети поглощают потребительский рынок

На потребительском рынке наметился неуклонный тренд — доля крупных торговых организаций...

На потребительском рынке наметился неуклонный тренд — доля крупных торговых организаций в общем объеме розничного товарооборота постоянно растет. С одной стороны, говорят эксперты, — это плюс: в регионы приходят современные форматы торговли. Однако, отмечают другие, существует и обратная сторона медали. Поэтому государство пытается поставить под контроль работу крупных игроков белорусского ритейла.


Данные за первое полугодие свидетельствуют о том, что укрупнение розничного товарооборота  продолжается. Наблюдается следующая тенденция: доля крупных торговых предприятий в структуре розничного товарооборота увеличивается, а удельный вес продаж на рынках и в торговых центрах снижается.


Приводим динамику того, как в 2010–м, 2011–м и в первой половине 2012–го изменялась структура розничного товарооборота.


Как видим, доля крупных торговых организаций в розничном товарообороте выросла с 2010 года на 7,2%. В то же время удельный вес средних организаций на потребительском рынке снизился — доля продаж на рынках и в торговых центрах сократилась на 7,4% по сравнению с 2010–м. Позиции микроорганизаций, малых организаций, индивидуальных предпринимателей изменились при этом незначительно.


Аналитик инвестиционной компании «Юнитер» Иван Осипов констатирует, что увеличение доли крупных торговых организаций в розничном товарообороте Беларуси происходит за счет развития в стране сетевой торговли.


«За счет строительства новых объектов крупных форматов торговли происходит укрупнение розничного товарооборота», — говорит Иван Осипов.


Эксперт обращает внимание, что торговые сети продолжают возводить новые объекты как в Минске, так и в регионах. По словам Ивана Осипова, такие крупные представители розницы, как «Корона», «Виталюр», «Евроопт», «Рублевский», строят сегодня новые супер– и гипермаркеты в районных и областных центрах Беларуси.


«Практически каждая розничная сеть занимается строительством новых или кардинальной реконструкцией существующих объектов», — отмечает Иван Осипов.


Развитие сетевой торговли, добавляет он, позволяет принести современные форматы торговли в регионы.


«До 2002 года в Беларуси вообще практически отсутствовали магазины самообслуживания. Сейчас же благодаря появлению супер– и гипермаркетов такие форматы торговли стали доступны не только в столице, но и в регионах, где ранее присутствовала лишь заприлавочная торговля», — подчеркивает Иван Осипов.


Вместе с тем государство видит не только положительные результаты экспансии розничных сетей. По мнению Минторга, о котором было заявлено весной этого года, приход розничных сетей в регионы иногда приводит к тому, что крупные игроки вымывают с рынка малый и средний бизнес.


К настоящему времени в Правительстве подготовлен законопроект «О государственном регулировании торговли и общественного питания», который призван противодействовать процессам монополизации на белорусском рынке. Одна из целей документа — поставить крупные торговые организации в рамки, которые не позволят им вытеснять с местного рынка небольших игроков.


К крупным торговым структурам документ относит объект с торговой площадью три и более тысячи квадратных метров. Документ запрещает крупным операторам «создавать дискриминационные условия, в том числе создавать препятствия для доступа на товарный рынок или выхода из него других субъектов торговли».


Согласно тексту законопроекта, который обнародовал Минторг, торговым организациям будет запрещено «понуждать» поставщиков понижать цены до минимального уровня. Такая норма, по идее, прописана для того, чтобы предотвратить факты демпинга на потребительском рынке.


Кроме этого, в документе говорится, что крупная торговая организация, если ее доля в регионе превышает допустимый уровень, определенный правительством, «не вправе приобретать, арендовать в границах соответствующих административно–территориальных единиц дополнительную торговую площадь для осуществления розничной торговли».


Председатель Республиканской конфедерации предпринимательства, директор сети продовольственных магазинов Виктор Маргелов полагает, что регулировать деятельность крупных операторов на потребительском рынке необходимо. В противном случае, считает он, небольшим магазинам будет очень сложно выжить.


«Должна быть и крупная торговля, и мелкая. Если не контролировать соблюдение этого баланса, то будет происходить укрупнение розничного товарооборота со всеми негативными последствиями как для потребителей, так и для производителей», — отмечает Виктор Маргелов.


По его мнению, разумное сочетание крупных торговых объектов и магазинов у дома дает потребителям разумные цены, а производителям — выгодные условия работы с розницей. Поэтому, полагает Маргелов, стоило бы создать механизмы, которые защищали бы небольшие магазины от недобросовестной конкуренции крупной розницы.


«Мы предлагаем создать комиссию, которая давала бы хотя бы моральную оценку тем участникам рынка, которые занимаются недобросовестной конкуренцией», — считает господин Маргелов.


Комментируя законодательные инициативы, направленные на регулирование деятельности крупных торговых организаций, Иван Осипов, в свою очередь, подчеркивает, что в данном случае важно также соблюдать меру.


«Важно, чтобы это регулирование не зашло слишком далеко и было понятно всем участникам рынка. Да, действительно, когда крупные сети приходят в небольшие города с численностью 30 — 50 тыс. человек, их деятельность может серьезно повлиять на местный потребительский рынок. Однако правда состоит и в том, что сети приносят в белорусские регионы современные форматы торговли», — говорит Иван Осипов.


Поэтому, добавляет он, к регулированию деятельности крупных торговых организаций следует подходить аккуратно, «чтобы не ухудшить в глазах инвесторов привлекательность регионов».


От редакции. Новая тенденция имеет первостепенное отношение к покупателям. Всегда ли появление «гипера» улучшает жизнь населения? Чем чревато исчезновение небольших магазинов, особенно для малых городов? Как это скажется на ассортименте, ценах и культуре обслуживания? На эти и другие вопросы в преддверии Дня торговли мы попросили ответить министра Валентина Чеканова. Интервью с ним читайте в завтрашнем номере.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Версия для печати
АЮВ
Ребята, отстаньте! Торговля это что? Стратегическая отрасль влияющая на безопасность страны? Нет! Если зависть гложет к доходам торгашей - сделайте всё "гос". И печатайте карточки. Априори, государство ещё ни одной страны мира не доказало способность обеспечить население нитками, колбасой, пуговицами, штанами и проч. И все потуги напрасны. Нет в мире подобной положительной практики. На всё ваше регулирование - всегда есть адекватный ответ. Дмитрий! Секи сюда: автобусная остановка. Два киоска рядом торгующие одинаковым товаром. Ручки, зажигалки, жвачка, призервативы и прочая лабуда.Один киоск от ИП "Хрен", второй от ООО "Редиска". Возле одного киоска постоянно толкаются люди. Торговля идет достаточно бойко. Во втором продавец почти заснул. Т.к. во втором киоске аналогичный товар стоит в полтора раза дороже. Вы подумали, что хозяин второго киоска дурак? Отнюдь. Оба киоска принадлежат одному хозяину. Или, к примеру, жене, сыну, дочери, свату. Маркетинговый ход называется. И все довольны, все смеются. Так то, господин-товарищ Заяц. Главный регулятор - это мой рубль. Потому, что отдаю я его по своему желанию, а не по Указу или Постановлению.
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?
Новости
Все новости