Отвечаем на самые острые вопросы о сути арабо-израильского противостояния

Кровь и слезы Земли обетованной

Похоже, что на этот раз война на Ближний Восток пришла всерьез и надолго. Взрывоопасный регион полыхнул 7 октября, и с этого момента градус эскалации только повышается, затягивая в воронку экзистенциального противостояния все новых действующих лиц. Безусловно, правы те эксперты, которые видят руку Запада в нынешнем обострении: США действительно выгодно было сорвать нормализацию отношений между Израилем и Саудовской Аравией и попытаться вернуть свои позиции в регионе. Но почему оказалось так легко сорвать налет цивилизованности с огромной массы людей и сокрушить вмиг все принципы гуманизма? Дело в том, что семена раздора упали, возможно, на самую благодатную в мире почву, обильно политую кровью предыдущих поколений.

Почему ХАМАС назвал свою операцию «Шторм Аль-Аксы»? Насколько важную роль в конфликте евреев и палестинцев играет религиозный фактор?

Вначале был Храм. Он же Первый Храм, или Храм Соломона. Центр притяжения для всех иудеев, населявших Землю обетованную, построил легендарный царь Соломон примерно в 950 году до н.э. в Иерусалиме. Согласно пророчествам, Бог Израиля не желал жить в «Доме», пока его народ не прекратит воевать с соседями, поэтому странствовал в скинии — походном храме. Но на смену экспансии неизбежно приходит период стабильности государственных границ, и по мере его приближения цари Израиля начинали подготовку к постройке Храма, который должен был стать центром духовного притяжения для всех иудеев. Честь построить Храм выпала Соломону, которому в наследство от Давида достались материалы и подробный план здания, разработанный вместе с синедрионом. В итоге за 7 лет Храм был возведен и в 950 году до н.э. освящен.

Первый Храм возвышался над Иерусалимом до 586 года до н.э. Далее он был разрушен вавилонским царем Навуходоносором II, который часть населения Палестины уничтожил, а выживших угнал в рабство. Спустя 70 лет Вавилонию завоевали персы, и Кир Великий позволил иудеям вернуться. Постройка Второго Храма датируется примерно 516 годом до н.э. В неизменном виде он существовал до перестройки его Иродом (тем самым, что известен нам по Новому Завету) и был разрушен римлянами под предводительством будущего императора Тита в 70 году н.э.

Первая иудейская война, подробно описанная Иосифом Флавием, многое значит для современного Израиля. Неформальным лозунгом, который знают все от мала до велика, является фраза «Масада больше не падет», отсылающая к осаде Х легионом Рима горной крепости Масада, последней цитадели восставших иудеев. Гарнизон сикариев принял решение совершить коллективное самоубийство вместе с женщинами и детьми и выполнил задуманное. С тех пор Масада стала символом одновременно трагедии и стойкости.

А вот современные римляне в истории ориентируются хуже. После атаки ХАМАС в Вечном городе в цвета израильского флага подсветили триумфальную арку Тита, установленную как раз в честь покорения Иудеи. Получилось то ли произведение постмодерна, то ли символ человеческой глупости.
В современном иудаизме существуют течения, которые заявляют о необходимости постройки Третьего Храма. Похожие идеи выдвигают и израильские правые, к которым принадлежит теперешний премьер Нетаньяху.
Недалеко от Храмовой горы расположен Институт Храма. Его сотрудниками воссозданы храмовая утварь и одежды священников, ведется активная пропагандистская работа. Впрочем, нужно понимать, что сам процесс строительства Третьего Храма толкователями Торы понимается по-разному. Кто-то говорит, что здание нужно построить и освятить самим иудеям, другие — что сначала должен явиться Мошиах (мессия, он же — Помазанник, идеальный царь будущего еврейского государства), который займется этим делом, иные предлагают оставить все на промысел Божий.

В среде иудеев-ортодоксов существует два взгляда на фигуру Мошиаха и роль нынешней еврейской державы в исполнении древних пророчеств. Сторонники одной концепции утверждают, что евреи должны возвращаться в Израиль со всех концов мира и помогать строить Третий Храм, приближая своими действиями приход Мошиаха, который должен себя явить в отстроенном святилище. Их оппоненты, успевшие 18 октября поучаствовать в штурме американского Капитолия, считают, что евреи нарушают талмудический запрет на возвращение в Палестину до явления Мошиаха и Государство Израиль, мешающее свершению пророчества, нужно как можно скорее ликвидировать.

Однако во всем этом «благолепии» существует одно существенное эсхатологическое но: чтобы построить Третий Храм, необходимо снести находящиеся теперь на Храмовой горе постройки, а именно третью по значимости для мусульман мечеть Аль-Акса и мечеть Куббат ас-Сахра (Купол скалы). Это место для последователей ислама играет огромную роль — с ним связано чудесное ночное путешествие пророка Мухаммеда из Мекки в Иерусалим и прижизненное вознесение на небеса, называемое Исра и Мирадж. Разрушение Аль-Аксы является признаком скорого конца света.

Впрочем, не только в исламе существуют опасения насчет восстановления Третьего Храма. Христиане также относятся к этой идее негативно. Один из отцов Церкви, святой Иоанн Дамаскин, писал, что антихрист из «Откровения» Иоанна Богослова «отстроит Третий Храм и возобновит там службы, что будет служить одним из признаков близости второго пришествия Мессии». Впрочем, в первоисточнике сведений об Апокалипсисе конкретного указания на Мошиаха как антихриста и связи конца света с постройкой Третьего Храма нет.

Происходящее сейчас на Ближнем Востоке кроме политического и социального имеет еще и отчетливо эсхатологическое измерение. Вряд ли, конечно, Армагеддон близок, но, следя за событиями на Земле обетованной, стоит учитывать изложенные факты и не удивляться жестокости и упорству сторон.

Почему арабские страны не согласны принять беженцев из сектора Газа и уберечь их от бомбардировок?

У государств, очутившихся в центре новой бури, уже есть негативный опыт взаимодействия с палестинцами. Их исход с земель, захваченных Израилем в результате Шестидневной войны, вызвал ряд серьезных кризисов в Ливане, Иордании, Сирии. Лагеря беженцев на юге Ливана стали базами боевиков Организации Освобождения Палестины. Оттуда они совершали набеги на территорию Израиля, а затем принялись устанавливать свои порядки на остальной территории Ливана. Это привело к гражданской войне, а затем и к израильской операции «Мир Галилее», осаде Бейрута и кровавой трагедии в лагерях Сабра и Шатила.

В Иордании конгломерат палестинских группировок в конце 1960‑х вообще создал «государство в государстве» с собственной администрацией и вооруженными силами, в аэропорту Аммана регулярно приземлялись захваченные боевиками лайнеры с заложниками, а единственный в стране нефтеперерабатывающий завод в Эз-Зарки был захвачен. Король Хусейн искренне пытался договориться с палестинцами во главе с Ясиром Арафатом, однако те на контакт не шли, угрожая восстанием. Финалом переговорного процесса стало покушение на Хусейна 1 сентября 1970 года — после этого заговорили пушки. В течение месяца армия Иордании сражалась с отрядами ООП и вторгшимися подразделениями сирийской армии, в конце концов одержав верх и изгнав палестинцев в Ливан. Эти события получили название «Черный сентябрь» и спустя два года аукнулись трагедией на Олимпиаде в Мюнхене.
Воспоминания об этих временах накладывают серьезный оттенок на нынешнее отношение лидеров арабских стран к конфликту. С одной стороны, они хотели бы прекращения войны и спасения палестинцев, гибнущих под ковровыми бомбардировками. С другой — все отлично понимают, что более 2 миллионов беженцев ни Ливан, ни Сирия, ни Иордания, ни даже Египет принять не в состоянии, не получив серьезнейшую угрозу безопасности.
По итогам визита Байдена в Израиль катарская Al Jazeera выдала инсайд о том, что американский лидер предложил президенту Египта ас-Сиси списание всех долгов перед США в обмен на переселение палестинцев из сектора Газа на Синайский полуостров. Что на это ответил глава египетского государства, канал не уточняет, однако вариант видится фантастическим. Во-первых, ХАМАС имеет тесные связи с «Братьями-мусульманами», которые взяли власть в Каире после «арабской весны», но были свергнуты военными и признаны террористической организацией. Во-вторых, Синай по-прежнему во многом является «серой зоной», где на просторах пустыни прячутся ячейки ИГ и других бандформирований, а сил армии и полиции не хватает для контроля огромных пространств. 
Переезд в чистое поле беженцев из Газы создаст благоприятную почву для рекрутинга новых бойцов террористами и, как следствие, станет тяжелейшей проблемой для всего Египта и лично ас-Сиси.
Еще более щекотливая ситуация в Иордании. Около половины населения страны составляют палестинцы и их потомки, и король Абдалла II вынужден применять весь дипломатический арсенал, чтобы и с Израилем не испортить отношения, и не спровоцировать гражданскую войну. Не добавляет оптимизма и наличие в Иордании американских авиабаз, на которые с началом конфликта стали перебрасываться дополнительные ударные самолеты.

Есть ли способ раз и навсегда разрешить противоречия между палесѡ‚инцами и израильтянами?

Теоретически этот способ давно изобретен. Резолюцией 181 Генеральной Ассамблеи ООН, принятой в 1947 году, предусмотрено создание в Палестине еврейского и арабского государства. 
Вторично необходимость предоставления палестинцам права самим решать свою судьбу подтверждена резолюцией Совбеза ООН в 2002 году. О том, что исполнение этого решения является залогом принесения мира на Землю обетованную, говорил в Пекине Владимир Путин.

Однако объективно вряд ли сейчас этот вариант может быть реализован. Обе стороны успели к возу старого негатива прибавить немаленькую тележку новых взаимных обид. Израильские политики, сделавшие ряд шовинистических заявлений, теперь не могут не принимать максимально жестких решений — в противном случае жаждущее отмщения общество просто сметет их. О палестинцах и говорить нечего: выхода из блокированного анклава у них нет. Поэтому война будет долгой. Конечно, многое зависит от того, какой формат наземной операции выберет ЦАХАЛ, «бульдозерный» с созданием зоны безопасности или полноценный с ликвидацией Газы, и того, какую реакцию это вызовет в мусульманском мире и особенно в Иране. 
Не стоит сбрасывать со счетов и мнение арабской «улицы», которая может посчитать реакцию властей недостаточной и обратить гнев на них — на площади Тахрир в Каире в прошлую пятницу уже звучали антиправительственные лозунги.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter