В РНПЦ «Мать и дитя» выхаживают младенцев весом от 500 граммов

Крошка на ладони

В педиатрическом отделении для недоношенных новорожденных — десятки малышей в кувезах или кроватках, с мамами в палатах или рядом с врачами. Некоторые крохи, которые сейчас нуждаются в дополнительном кислороде и получают питание через зонд, через пару лет станут самостоятельными гражданами нашей страны. По-моему, в РНПЦ творят чудеса, здесь осчастливили сотни семей, которые когда-то потеряли надежду, услышав, словно приговор, что их ребенок недоношенный. Полноценной считается беременность от 37 недель, на более ранних сроках она подвергается угрозе. Точнее, подвергалась когда-то. Сейчас со специалистами РНПЦ «Мать и дитя» опасаться практически нечего.

Заведующая отделением Юлия РОЖКО.

— Выхаживаем ранних младенцев уже больше 20 лет, — вводит в курс заведующая отделением Юлия Рожко. — Если в 1997 году их выживало 40 процентов, то сейчас 90. Все потому, что медицина сказала свое веское слово, — современные кувезы, аппараты искусственной вентиляции легких, новые эффективные лекарства и технологии питания, более бережная медпомощь в родзале. Стало быть, и результаты впечатляют.

ПАЦИЕНТЫ здесь от 500 граммов и выше. Да, они похожи на куколок. Но скоро вымахают, как, например, Василий из Минского района, которому сейчас около пяти лет, можно сказать — настоящий мужчина. А когда-то также получал питание через зонд и дышал с помощью прибора.

— Часто обыватели спрашивают: для чего вы их выхаживаете, есть ли смысл? Все равно, мол, вырастают инвалидами. Минуточку. Глубоко заблуждаетесь! 70 процентов выживших детей изначальным весом меньше 1500 граммов догоняют своих сверстников по всем параметрам. И только 30 процентов имеют нарушения, но не обязательно инвалидность. В этой когорте могут быть проблемы со зрением, слухом, движениями, умственным развитием, самое страшное последствие — церебральный паралич, — расставляет точки над «і» Юлия Рожко.

Да, исход возможен всякий. Тем не менее положительные примеры — далеко не исключение. Самый маленький человечек — гомельский парнишка, родившийся весом 480 граммов. Ему сейчас пять лет, и у него, между прочим, все отлично. Как всегда, важную роль сыграл срок гестации — мальчик появился на свет в 27 недель. Он страдал внутриутробно, не рос из-за недостатка питания, но по сроку был более зрелым по сравнению с другими малышами.

Срок гестации, то есть вынашивания, как отмечает Юлия Викторовна, весьма важен. Есть смысл бороться за жизнь ребенка даже весом 450—480 граммов, если ему хотя бы 24—25 недель. Выходить можно, по сути, любого малыша, но в более ранний период нет надежды, что останется здоровым. Самые проблемные дети — те, которым меньше 28 недель, все они проходят через реанимацию. За них дышит аппарат, чтобы раскрылись легкие, а где-то он просто помогает, подавая воздух. Проб­лема также накормить, чтобы хоть немного стала усваиваться пища. Грудное молоко или специальные смеси подаются в желудок через зонд, в первые кормления по 1—2 миллилитра. Именно такой объем желудка у преждевременных чад. Позже, когда они освоят эти жизненно важные функции, из реа­нимации их переводят в педиатрическое отделение недоношенных новорожденных.

Анна ЛЕШОК кормит сына Руслана.

СНЕЖАНА Винник из Столина сидит у кроватки с сыном Эдуардом, который родился 28-недельным, весом 1400 граммов. Сейчас ему 34 недели и весит 2200. Второй месяц проводят в РНПЦ «Мать и дитя», мама смотрит на аппарат, определяющий насыщение крови кислородом. Нужно, чтобы его уровень не опускался ниже 92 процентов. Питается Эдик через зонд.

— Преждевременных родов очень испугалась. Благодарна врачам, что вовремя заметили проб­лему и помогли. Это мой первый ребеночек, с ним связаны большие чаяния и надежды, — не сводит с сына глаз Снежана.

Артема Гацко в отделении и вовсе в шутку называют обжорой. Родился весом всего 715 граммов, пальчики были, как спичечные головки. Да еще, придя в большой мир, 20 граммов потерял. Два с половиной месяца провел в реанимации. Сейчас у Артема щечки, как у бурундучка, за неполных 4 месяца наверстал 3200. У родителей это тоже первенец, которого ждали 16 лет.

В отделении больше полусотни детей, из них 10 двоен и две тройни. Да, многоплодная беременность — всегда риск преждевременных родов, выносить до положенного срока такое потомство трудно. Один малыш рождается крепче, другой — слабее, но, как правило, они все равно выравниваются. Отслеживают здоровье детей пять врачей-неонатологов, окулист, невролог, в помощь — массажист и психолог.

— Массаж важен для наших крошек, помогает им развиваться. И виден эффект: улучшаются рефлексы, кровообращение, эмоциональное состояние, малыши становятся более активными, крепчают физически, — нажимает на пятки Никите Лешок массажист Любовь Зыль. Малыш, запрокинув головку на валик из полотенца, лежит, как взрослый, и расслабляется. Спокойный и умиротворенный. Очереди за приятными ощущениями, посасывая молоко из бутылочки, ждет его братик Руслан.

Любовь ЗЫЛЬ массажирует Никиту ЛЕШОК.

— Это моя вторая двойня, — улыбается мама Анна. — Первую родила семь лет тому, и тоже раньше срока. Поэтому все этапы знакомы.

В ОТДЕЛЕНИИ больше трех десятков мам, вместе с докторами они выхаживают своих чад, подключаются и папы. Медики уверены, что присутствие сильной половины человечества в этом деле необходимо. Они порой в больнице проводят целый день, во всем помогают, участвуют в одном из самых известных методов реабилитации «Кенгуру», когда малыш лежит на папиной груди, впитывая домашнюю микрофлору.

— Крохам полезно, но больше всего, — уверена Юлия Рожко, — это действует на родителей, сплочение семьи. Маме нравится, что отец контактирует с малышом, а то ведь часто она и так подавлена, порой даже не хочет выписываться, потому что боится не справиться с проблемами. Здесь всегда можно обратиться к доктору, посоветоваться, спросить. Дома это сложнее.

Однако врачи для пациентов всегда на связи. Еще одна спасительная соломинка — организация и группа «РАНО» в Viber, где родители с опытом выхаживания ранних деток психологически поддерживают тех, кто оказался в такой же ситуации, и отвечают на вопросы. Моральный настрой едва не основной. И поддержать его — в том числе участь врачей. В отделении проводят школу родительства, объясняя, что первый год для ребенка самый важный. От того, как потрудишься в этот период над укреплением здоровья, зависит, проявятся серьезные последствия или нет.

Ведь первый вопрос, который задают родители, — каким малыш вырастет? Но это, твердят специалисты, спрогнозировать трудно. Риск только предположителен, да и то зачастую все с точностью наоборот. Ребенок, получивший кровоизлияние, может вымахать крепышом. А у другого УЗИ головного мозга показывает хорошие результаты, а на деле здоровье пошатывается. Но это не значит, что стоит полагаться на судьбу и сложить руки. Как уже говорилось выше, по статистике 70 процентов прежде­временно рожденных догоняют и даже обгоняют сверстников.

На стенах отделения — фотоколлажи с положительными примерами, какими дети стали. Эмоциональные, красивые, веселые и здоровые, судя по картинкам. Они и родители безумно благодарны докторам, которые их выходили. Даже дружат семьями.

— Моей крестнице Дашке сейчас 17 лет. Она родилась сроком 30 недель и весом 1500 граммов. Пока ее выхаживала, так и привязались друг к другу. Среди моих настоящих друзей многие изначально были пациентами, — трогает за душу своими словами Юлия Рожко. На посту она больше 20 лет, 15 из них спасала малышей в реа­нимации, защитила диссертацию по выхаживанию новорожденных весом менее 1500 граммов. Юлии Викторовне всегда было интересно, как развивается их жизнь.

Мамочки тоже, хотя кандидатский минимум по этой теме сдавать не собираются, проблемой искренне интересуются. Сотрудники отделения примерно раз в месяц, а то и чаще, приглашают вместе с родителями выросших ребят, которые становятся наглядными примерами положительного исхода. 17 ноября РНПЦ «Мать и дитя» совместно с родительским объединением «РАНО» отмечают день недоношенных детей, собирается около полутысячи человек — родители с детьми, медики. Среди подопечных, наряду со здоровенькими, ребята с диагнозом ДЦП в инвалидных колясках. Исход бывает всяким, и это надо понимать.

В педиатрическом отделении для недоношенных новорожденных активно обращаются к семейному выхаживанию: считается, чем раньше родители участвуют в воспитании малыша, тем лучше. Поменьше таблеток, антибиотики только в самых тяжелых случаях — детям с воспалением легких и сепсисом. Кстати, больше половины досрочных родов — из-за инфекции матери, также в топе причин вредные привычки и генетическая предрасположенность. Как видим, поначалу не все зависит от родителей. Спасают жизнь, направляют и помогают медики. Но вот дальнейшее выхаживание и воспитание чад — в огромной степени на плечах семьи, это основное средство защиты от болезней и неурядиц.

basikirskaya@sb.by

Фото автора
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter