Кризис по осени “считают”.

Чему научил год новой Великой депрессии?

Чему научил год новой Великой депрессии?

Банкротство крупнейших американских банков и инвестиционных компаний, потрясшее весь мир в сентябре прошлого года, стало своеобразной точкой отсчета мирового экономического кризиса. Эксперты разных мастей соревнуются в прогнозах, когда мы достигнем дна и начнется оживление. Но все однозначно уверены в том, что мир изменился и каждой стране, предприятию, гражданину нужно искать новое место под солнцем. Беларусь тоже активно приспосабливается. Какие выводы мы все должны сделать, чтобы в будущем добиться наилучших результатов?

Нужно выбрать новые точки роста

Георгий ГРИЦ, заместитель директора Центра системного анализа и стратегических исследований НАН Беларуси кандидат экономических наук:
— Беларусь пока еще находится на этапе формирования посткризисной стратегии. Поэтому говорить о том, что мы адаптировались, преждевременно. Еще ни одна страна в мире окончательно не приспособилась к кризису. Например, Китай поменял экспортную стратегию на политику стимулирования внутреннего рынка. Но это скорее временная мера, чем окончательный поворот.
Дна кризиса мы еще не достигли. Самый оптимистичный вариант — перелом будет в конце нынешнего года — первом квартале будущего. В течение всего следующего года будет ощущаться процесс стагнации. Значительного подъема, на уровне 4—5 процентов ВВП, как я предполагаю, можно ожидать лишь в 2011 году.
С учетом этого белорусскому правительству очень важно определить новые эффективные точки роста. Наши прежние точки (калийные удобрения, нефтепродукты, черные металлы) уже не приносят должного эффекта. Новые точки роста нужно определять не с чистого листа, а с учетом наличия средств и возможностей.
Важные шаги уже делаются. И они достаточно успешные. Это и дебюрократизация, и либерализация, и работа с иностранными инвесторами. Но при отсутствии точек роста работа будет малоэффективной. При этом важно смягчать и административное давление, раскрепощать инициативу, причем не только на частных, но и на государственных предприятиях.

Население приспособилось быстрее, чем предприятия

Владимир ПОПЛЫКО, доцент БГЭУ кандидат экономических наук:
— Норма сбережений у домашних хозяйств, то есть у нас с вами, в прошлом году составляла около 4 процентов, а в нынешнем — порядка 7,5 процента. Это значит, что население сделало выводы и более эффективно расходует свои средства.
А предприятия, по большому счету, реагируют на кризис еще не в должной мере. Службы маркетинга оказались не готовы к работе в новых условиях. В такой ситуации крайне важно сокращать издержки, снижать себестоимость продукции, повышать ее конкурентоспособность.
Так что население, я думаю, лучше предприятий адаптировалось к кризису. Некоторый спад покупательской активности — это нормальная, адекватная реакция на снижение доходов, уменьшение их покупательной способности.
Я и сам, признаюсь, стал более внимательно анализировать свои расходы и доходы. Не могу сказать, что я начал резко экономить, в чем-то себе отказывать. Но мне кажется, что каждый может, например, выбрать более дешевый тариф сотовой связи и доступа в Интернет. Каждый волен решить, ездить на маршрутном такси или на более дешевом городском автобусе, покупать продукты и промтовары в соседнем магазине, в мелкооптовой секции гипермаркета или на рынке. Есть и другие резервы уменьшения расходов.

Скупой платит дважды

Александр Чикилев, член Постоянной комиссии Палаты представителей по жилищной политике, строительству, торговле и приватизации:
— Первый и главный урок, который преподал нам нынешний кризис, состоит в том, что нельзя зацикливаться на имеющихся рынках сбыта. Необходимо усиливать “проникающую способность” нашего экспорта в третьи страны, в том числе экспорта строительных услуг, где мы явно недорабатываем.
Вообще, складывается парадоксальная ситуация. Склады на предприятиях забиты, а  на прилавках белорусских магазинов лежат аналогичные импортные товары. Руководители предприятий утверждают, что не могут завезти свою продукцию в каждый магазин в глубинке. Но ведь российские производители сумели создать схемы доставки даже до небольших белорусских деревень. Что же мешает нам?
Зачастую на предприятиях отказываются от продаж мелкими партиями и работают только крупным оптом. Подход должен быть принципиально иным — пришли к тебе с сумками, загрузи их. Ценить надо каждого покупателя.
Еще один момент — реклама. В мировой практике на нее тратится в среднем 27 процентов прибыли. У нас по-прежнему считают, что рекламировать свою продукцию — слишком дорогое удовольствие. Но скупой, как известно, платит дважды.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter