Крепкий орешек

В первый день нового года в кинотеатре «Центральный» прошла vip–премьера...

В первый день нового года в кинотеатре «Центральный», который с недавних пор присоединился к продвинутому сегменту 3D–кинотеатров, прошла vip–премьера нового фильма Андрея Кончаловского «Щелкунчик и Крысиный король». Наверное, всем было любопытно узнать, отчего же картина вызвала такой шквал негативной критики в прессе и с треском провалилась в прокате США. Разбирались в этом, кроме заинтересованных представителей киноиндустрии, и наши звезды — иллюзионист и продюсер Сергей Бондарчук, телеведущая Анна Бонд, заслуженная артистка Беларуси Инна Афанасьева, модельер Иван Айплатов и многие другие vip–гости.


При всех очевидных минусах картины, главная из которых именно ее стилистическая невнятность (для постмодернистской шутки юмор и аллюзии вторичны и пресны, для настоящего фэнтези — слишком много отвлекающих повествовательных маневров), понятно, что «Щелкунчик» замахнулся на святое — американский бокс–офис. Да еще в канун новогодних и рождественских праздников. А за это уже можно и по рукам получить. Одно дело, 40–летним советским эмигрантом снимать по продюсерскому заказу боевик категории «B» со Сталлоне или драму об асоциальных элементах с Вупи Голдберг. В этом случае дистанция установлена с самого начала, постановщик сложившейся кинематографической иерархии угрозы не представляет. И совсем другое — воплотить собственный многомиллионный замысел, который режиссер вынашивал 40 лет. Да поиграть на одной территории с главными титанами–блокбастерами «Гарри Поттером» и «Сумерками».


Но американская киноиндустрия ревностно охраняет свои границы. Что позволено «Гарри Поттеру», не позволено «Щелкунчику». Видимо, фильм потому и затоптали с таким остервенелым и каким–то болезненным удовольствием, выискивая прорехи, слабые места и несуразности, забывая, что судить художника следует по тем законам, которые он сам устанавливает в данном произведении. Изначально режиссер говорил, что нынешний «Щелкунчик» — смешение стилей, идей, философий. Только так, по мнению режиссера, можно было выразить безумие и хаос минувшего XX века.


Поверьте, фильм не так уж плох, как о нем пишут. Можно отыскать в нем свою прелесть, если настроиться должным образом. Ежегодно Голливуд выпускает целый поток лент на голову ниже «Щелкунчика и Крысиного короля», но никто из них не удостаивается подобного критического разгрома. Да и цифра 90 миллионов даже по голливудским меркам выглядит внушительно. А значит, тоже многим коллегам Кончаловского спать не дает.


Такой итог режиссер как человек искушенный, наверное, предвидел. Все–таки у Андрея Сергеевича были и светлые страницы в романе с Голливудом, так что всю его подноготную он изучил хорошо: в 1985 году «Поезд–беглец» по сценарию Куросавы получил сразу две номинации на премию «Оскар».


На территорию фэнтези Кончаловский двинулся, как мне кажется, только из–за своей тяги к разным стилям, из–за профессионального честолюбия и человеческого азарта. Просто фэнтези еще не было в его фильмографии. Были визуально перенасыщенные экранизации классики («Дворянское гнездо»), социальные драмы («Курочка Ряба», «Глянец»), кинороманы («Сибириада») и боевики («Танго и Кэш»), но семейной сказки с компьютерными эффектами не было.


Правда, можно согласиться с критиками, что актеры в нынешней фантасмагории выполняют исключительно декоративные функции. Сама конструкция так громоздка, что артистам остается только следить боковым зрением, чтобы на голову что–нибудь не свалилось. Звезда Голливуда Джон Туртуро играет Крысиного короля с определенной долей вдохновения, однако для актера, когда–то сыгравшего Бартона Финка и шахматиста Лужина, Крысиного короля вряд ли можно считать сильным профессиональным достижением. Девочка Энн Фэннинг играет искренне, но ее невыразительное прелестное личико забывается сразу после финальных титров. Совершенно ровно перевоплощается в свои образы — то новогодней феи в глазури, то изможденной неврозами светской дамы — и жена режиссера Юлия Высоцкая.


Кроме того, если вы обращали внимание на рекламный плакат фильма, то видели, что в качестве дополнительной «приманки» там указано, что роли озвучивают Филипп Киркоров и Алла Пугачева. Это действительно так. Но зачем это было нужно Кончаловскому, такая же загадка, как вопрос — можно ли одновременно бичевать гламур в «Глянце» одной рукой, а другой — снимать клипы Диме Билану.


Голос Пугачевой в «Щелкунчике» узнать невозможно. Столько у ее героини, мамы Крысиного короля, крикливых и визгливых нот. Кроме того, в этом удивительном мюзикле, где финальный хор положен на 1–й концерт Чайковского, ее героиня вообще не поет. Киркоров, конечно, упивается своим дубляжем и зажигательные партии короля исполняет страстно. Но, в общем, после того как он в русском переводе «Чикаго» перепел Ричарда Гира, от него можно было ожидать чего угодно.


— Очень понравились костюмы, картинка, визуальный ряд, — оценивает работу художника по костюмам известный дизайнер Иван Айплатов, — но, как мне показалось, все вместе не работало как единый механизм. Для меня фильм так и остался обыкновенным дефиле костюмов. В моей зрительской практике я отнес его к разряду лент, в которых трейлер лучше самой картины.


— То, что касается оригинальной музыки, какие претензии могут быть к бессмертным темам Петра Ильича Чайковского? — оценивает музыкальную составляющую фильма певица Инна Афанасьева. — А вот вставные номера вызывают много вопросов. Я вообще не люблю, когда начинают интерпретировать классические сюжеты. Придумайте что–нибудь свое.


В целом фильм мне показался затянутым. Вряд ли его поймут малыши из детского сада. Он рассчитан на взрослую аудиторию. Но если сравнивать с известными мировыми фильмами в этом жанре, такими как «Гарри Поттер», «Властелин колец» или «Хроники Нарнии», где каждый взрослый, несмотря на фантастический сюжет, находит ответы на серьезные философские вопросы, сравнение, по–моему, не в пользу «Щелкунчика».

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter