Новые схемы обмана: как доярку из Миорского района пытались бросить в долговую яму

Кредит возврату не подлежит

В наше время существует множество мошеннических приемов, от которых страдают люди. На днях в редакцию обратилась председатель Язненского сельского Совета Валентина Федькович, которая рассказала возмутительную историю очередной аферы. Глава местной власти попросила помощи у журналистов в расследовании инцидента. «НГ» помогла. Вот как это было.

Семья под опекой

Елена Окунева — многодетная мама из деревни Канцерово. Не скрывает: в свое время она кое-как окончила 7 классов местной школы, чего вполне хватило для трудоустройства дояркой на местную ферму. 

— Елена Алексеевна — трудолюбивый человек, заботливая мама. Но что касается способности мыслить глубоко, анализировать, планировать будущее — это не про нее, — констатирует Валентина Федькович. — В том числе и в обращении с деньгами: истинную их стоимость не всегда понимает, мыслит прежними «лямами» — давно ушедшими в небытие миллионами. У женщины пятеро детей, бывший муж алименты не платит. Из-за недостатка средств семью то и дело признают находящейся в социально опасном положении и ставят на учет. Тогда помогаем всем миром — топливом, продуктами, одеждой. То есть практически семейство находится под нашей опекой. 

Семья Окуневых с кредитными бумагами.

Сегодня на иждивении доярки остаются три дочери: две несовершеннолетние (8 и 13 лет) и 20-летняя девушка — инвалид детства. Мама день и ночь пропадает на работе — на ферме ее считают одной из лучших доярок. Но хозяйство небогатое, так что заработная плата небольшая. 

В пять раз дороже

…Незадолго до Нового года в деревню, где проживает свыше 100 человек, неожиданно заглянули гости. Витебский предприниматель (Ф.И.О. и его координаты есть в редакции. — Прим. ред.) вместе с товарищем направился не куда-нибудь, а в скромный и неприметный дом к Окуневым. Заботливо поинтересовался, не нужно ли чего хозяйке из бытовой техники. Елена, торопившаяся на работу, от такого внимания аж на месте застыла — что за счастье в хату привалило?! А предприниматель предлагает: «Хочешь холодильник, телевизор, стиральную машину?» В итоге доярка не сдержалась: да, на мобильный телефон (его у нее отродясь не было) и микроволновку она согласилась бы. Да вот беда — денег-то нет…

Щедрый бизнесмен тут же предложил: оформим в кредит — выгодно и удобно. И без промедления достал анкету. Зарплату, по словам пострадавшей, сам посоветовал указать не менее 600 рублей. А в графе про детей поставить прочерк. Иначе, мол, не видать ей навороченной техники.

Счастливая хозяйка сделала, как проинструктировали. И даже благодушно предложила гостям зайти к соседке — вдруг ей тоже что-нибудь надо? Визитеры улыбнулись и ответили, что соседи их не интересуют…

Уже на следующий день в дом к Окуневым прибыли покупки. Ушлый витебчанин лично притащил технику. Обрадовал: банк одобрил кредит, нужно подписать договор. 

Дело к вечеру, меня на улице в это время трактор ждал, чтобы на дойку везти, — вспоминает Елена Алексеевна. — Так что долго размышлять времени не было. Да и что я там в бумагах понимаю… Вижу: человек добра мне хочет, советует, как лучше сделать. Быстренько подписала и договор, и еще какие-то бумажки — да на ферму... 

Валентина Федькович не удивляется такой легкомысленности: многодетная мама и сегодня до конца не может оценить масштаб обмана.

— Все выяснилось уже после того, как Елена похвасталась приобретениями перед соседкой, — поясняет глава местной власти. — Та, взглянув в кредитный договор с Банком БелВЭБ, ужаснулась: 3800 руб­лей под 20 с лишним процентов?! И это при троих детях на руках и скромной зарплате! А Елена в это время рассуждает: за полгода, мол, по 50 руб­лей… Отдам!

Одним словом, сельчане забили в колокола. Посмотрели и реальную стоимость покупок. За телефон, который в интернет-магазине стоит 419 руб­лей, заезжий предприниматель взял со своей жертвы 2200 (!). А за микроволновку (ее цена чуть больше 300 руб­лей) — свыше 1500 рублей.

Сегодня председатель сельсовета, да и все односельчане пострадавшей задаются вопросом: случайно ли заглянул в дом к Окуневым бизнесмен? Вот не пошел же он к ее соседке, работающей в бухгалтерии хозяйства… Второй момент: почему он заключил договор от имени банка, не проверив платежеспособность клиентки? И отчего в договоре нет печатей, отсутствует расчет будущих платежей? 

Взять с них нечего — дом семьи Окуневых принадлежит хозяйству.

«Может, это чужие дети забежали?»

Меня тоже заинтересовали как эти, так и другие вопросы, которые я и попыталась задать предпринимателю. В беседе с журналистом ИП был краток. Просто еще раз подтвердил уже озвученную чуть ранее в разговоре с председателем сельсовета позицию: ни в чем не раскаивается, все сделал правильно. Кредитный договор оформлял как партнер банка — имеет на это право. Цены на бытовую технику у нас в стране нефиксированные, поэтому их увеличение в 5—6 раз — это нормально. В дом именно к Окуневым попал не по наводке, а случайно. Да, ни к кому больше в этой деревне не заходил, потому что не хотел… Писать неправду в анкете на кредит малограмотную даму не заставлял, а проверять ее сведения не обязан. Да, видел, что в доме на момент разговора были дети… Но откуда ему знать — может, это чужие забежали?! 

В общем, ни в чем не виноват, ничего исправлять не собирается, а про такое понятие, как «совесть», слыхом не слыхивал. Сама подписывала — пусть сама и расхлебывает. Что он теперь технику обратно забирать должен? Кому нужны вскрытые коробки… 

— Покупки я у Елены сразу «экспроприировала», — объясняет председатель сельсовета. — Микроволновку даже не вынимали. И по телефону никто не звонил: симки-то нет…

Для определения дальнейшей тактики в восстановлении справедливости корреспонденту «НГ» пришлось задействовать такие структуры, как МВД, прокуратура, коллегия адвокатов, налоговая инспекция, управление торговли Витебского облисполкома. И конечно же, Банк БелВЭБ. Правоохранительные органы уже проводят проверку законности действий предпринимателя, методы работы которого очень похожи на банальный обман. 

А мы, пользуясь случаем, просим связаться с редакцией тех граждан, кто, возможно, тоже оказался в подобной ситуации. «НГ» обязательно расскажет своим читателям, чем закончилась эта поучительная для наивных и доверчивых граждан история.

Товар возвращен

Когда материал уже был подготовлен к печати, из ОАО «Банк БелВЭБ» сообщили: соглашение с ИП — главным фигурантом столь некрасивого эпизода — на право заключения кредитных договоров от имени финансового учреждения расторгнуто. Бывший партнер полностью закрыл обязательства клиентки Окуневой перед банком. Товар возвращен предпринимателю. 

Редакция благодарит руководство банка за столь оперативное решение проблемного вопроса, человеческое участие и неравнодушие к судьбе нашей героини. А читателей предупреждает: будьте осторожны в решении любых финансовых вопросов. Ведь такой хеппи-энд необдуманных действий — это скорее исключение, чем правило. Но остается вопрос: как сделать бизнес честным? 

begunova@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter