Почему ни уголовный кодекс, ни Библия не сдерживают от кражи?

Кража без лома

Мы восхищаемся, бывая в некоторых странах, тем, что там дома не принято огораживать. У нас же сплошь высокие заборы. И уходящая привычка сельчан не запирать свои хатки все чаще вызывает не умиление, а недоумение. Ну можно ли быть такими беспечными? Нужно ли всегда прятать свое или все же нельзя брать чужое? Вопрос не такой уж риторический.


В  Климовичском районе 42-летний местный житель решил разжиться дармовыми стройматериалами, пошел самовольно разбирать давно не эксплуатируемое здание, принадлежащее местному сельхозпредприятию. Однако неожиданно обрушилась железобетонная плита перекрытия, зажала сельчанину ноги. После того как его извлекли из-под завала спасатели, беднягу с тяжелыми переломами отвезли в больницу.

Несчастный случай произошел и с 89-летним пенсионером из Столбцовского района, когда он поехал на велосипеде на колхозное поле за кукурузой. Старик попал в жатку комбайна, который работал на уборке урожая. Он плохо слышал, поэтому не почувствовал опасности, а слуховой аппарат почему-то лежал в его кармане. В результате дедушка остался без обеих ног.

В Могилеве незадачливого вора, позарившегося на старые хозяйские инструменты, покусали собаки, охранявшие дом. Его земляк, покидая с добычей чужое подворье, зацепился за прут металлического забора и сильно поранил ногу.

Нередко калечатся и даже гибнут “металлисты”, пытающиеся добраться до кабеля под высоким напряжением. Подчас стоимость украденного столь незначительна, что диву даешься. Тем не менее брать все, что плохо лежит, для многих считается чуть ли не нормой, а уж если это принадлежит не частному лицу, а государству, вообще как бы “ничье, общее”. А сколько у нас есть любителей прогуляться по пустующим участкам!

Любой руководитель сельскохозяйственного предприятия, расположенного вблизи большого города, знает не понаслышке, что такое набеги на поля с картошкой, морковкой, свеклой, кукурузой. Собирать тайком урожай едут бомжи, безработные, пьяницы и вполне респектабельные предприниматели на дорогих автомобилях. Первые хоть руководствуются желанием, не имея денег, все же запастись овощами на зиму или продать дармовой товар на рынке, чтобы разжиться наличностью. Но что движет другими?

Начальник юридического отдела Круглянской ПМК-266 Николай Курносов приводит свои аргументы:

— В некоторых странах, даже если участок не огорожен, у людей в сознании есть какая-то невидимая юридическая граница, нарушать которую не дозволено. У нас же целые поколения выросли с установкой, дескать, человеку не положено иметь частную собственность. Изъятие недвижимости в первые послереволюционные годы проходило бесцеремонно, без компенсации. Сегодня пожинаем плоды. К примеру, мы на своем предприятии, чтобы минимизировать кражи стройматериалов, практикуем их продажу на выгодных условиях, с беспроцентной рассрочкой. Но, к сожалению, у многих покупателей потом очень непросто “вырвать” задолженность за взятый товар. Но я оптимист, уверен, через несколько поколений люди все же “перевоспитаются”.

Сейчас государство делает многое для бизнеса, у частников появилась возможность абсолютно бесплатно взять недвижимость в пользование. Беда в том, что большая часть предлагаемых строений находится в глуши, в сельской местности, где очень сложно обеспечить охрану. Вот и могилевский предприниматель Александр Лазарев колеблется:

— Предложение весьма заманчивое. С удовольствием взял бы помещение на селе бесплатно и как бизнесмен, работающий в глубинке, получил бы немало преференций. Занялся бы сборкой мебели, тем более что у меня в этом деле есть немалый опыт. Одно останавливает: на охрану бесплатного объекта придется потратить больше, чем он стоит, иначе в первую же ночь вынесут и оборудование, и детали. Это все мы уже проходили неоднократно.

Вспоминаю случай из собственной практики. Делать ремонт в моем доме подрядилась бригада с хорошими рекомендациями. В первый же день одного из строителей пробило на откровенность:

— Уворовали мы однажды с приятелем большую металлическую трубу на предприятии. Несли вдвоем, вроде под тяжестью не сгибались, а утром, когда понадобилось переложить ее на другое место, едва подняли... вчетвером. Вот что значит своя ноша не тянет.

Заметив, что я смотрю на него с настороженностью, отделочник успокоил:

— Да вы не бойтесь, мы у людей не воруем.

Как будто на государственном предприятии работают не такие же люди, и за сохранность той самой трубы никто не отвечает! Увы, человека с такой психологией переубедить невозможно, не действуют никакие доводы.

От сельских стариков часто можно услышать, что, дескать, раньше были и времена другие, и люди более честные, и, уходя из дому, двери в деревнях не запирали. Но те же сельские старожилы не скрывают: в полях, на фермах, на мехдворах и раньше воровали, правда, от бедности, безысходности и тотального дефицита, а не от склонности к пьянству, наркомании и безделью, как порой бывает сегодня.

Так можно ли избавиться от этого порока? Ведь даже на библейских скрижалях высечено — не укради. Мировоззрение человека формируется в семье в раннем детстве, и, к сожалению, во многих семьях из поколения в поколение учат: что воровать то, что плохо лежит, не зазорно и что хорошие хозяева все в дом несут, авось когда-нибудь пригодится. Эта же философия сопутствует человеку по жизни.

Ирина Барановская, психолог высшей категории Могилевской областной психбольницы, уверена, что есть решение проблемы:

— Конечно, оно непростое, требуется полная перестройка общественного сознания. Воспитывать детей нужно с самого нежного возраста, возможно, вывозить целые группы ребятишек за границу, чтобы видели, с каким уважением там относятся к частной собственности. Нужно воспитывать в малышах в первую очередь уважение даже не к вещам, а к человеку, личности, прививать сострадание. К примеру, я в своей практике, работая с несовершеннолетними, склонными к воровству, предлагаю им поставить себя на место человека, у которого украли любимую вещь, представить, как он расстроится, что будет чувствовать. Такие занятия в большинстве случаев оказываются очень действенными. В любом случае проблему эту не нужно замалчивать.

В ТЕМУ

Оксана Соленюк, официальный представитель управления Следственного комитета по Могилевской области:


— Действительно, на законодательном уровне у нас недостаточно охраняется личная собственность. Если человек зашел на чей-то участок, но ничего не взял и не испортил, вряд ли его призовут к ответу. С другой стороны, проникать на незнакомую территорию всегда опасно — мало ли какие “сюрпризы” вас там могут подстерегать: собаки, заброшенные колодцы, компании пьяниц и наркоманов. К тому же если вы нанесли ущерб хозяевам участка, что-то взяли или потоптали грядки, может наступить уголовная ответственность за кражу либо порчу имущества. Кстати, кражи сегодня в большинстве случаев раскрываются благодаря видеонаблюдению, хорошей дактилоскопической базе, другим достижениям науки. Зачем же портить себе биографию, рисковать репутацией?! Но главное — даже не боязнь наказания, у каждого человека должен быть внутренний тормоз, барьер: не твое — не трогай.

Irina_mendeleva@mail.ru
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter