Красота по–ворончански

В деревне Воронча за красивым плетнем, увешанным желтобокими глиняными горшками, нас встречала улыбчивая Анна Ивановна Китун, хозяйка усадьбы, точь–в–точь списанной с белорусских народных сказок...
Прямая речь

Анатолий МАРЧЕНКО, заместитель председателя Кореличского райисполкома: «Кореличский район, небольшой по площади и численности населения, известен далеко за пределами страны. Знаменит он в основном Мирским замком — ценнейшим памятником зодчества из далекого прошлого. Значение его трудно переоценить, ведь в 2001 году Мирский замково–парковый комплекс был включен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. В районе есть еще множество скромных, но самобытных и даже уникальных мест. А в каждом человеке по–своему отражается неповторимая история родного края. Так что нам есть чем гордиться, а читателям «СБ» — что о нас узнать».

В деревне Воронча за красивым плетнем, увешанным желтобокими глиняными горшками, нас встречала улыбчивая Анна Ивановна Китун, хозяйка усадьбы, точь–в–точь списанной с белорусских народных сказок. На подворье чистота, русская печь обосновалась прямо во дворе, в резных беседках вышитыми скатертями накрыты столики, жаром и березовыми вениками тянет от натопленной баньки, мягко скрипит сделанная руками хозяина деревянная карусель... Вот она — красота по–ворончански! Полюбоваться ею, вдохнуть глоток свежего, пахнущего молоком и скошенной травой воздуха, поваляться на сеновале и отведать знаменитых белорусских драников приезжают к Анне Китун вскормленные на искусственной красоте и пище иностранцы — из Германии, Франции, Канады, Литвы... Часто наведываются к гостеприимной хозяйке и свои — белорусы, россияне... Первые гости приехали два года назад, откликнувшись на скромное приглашение в Интернете. А дальше на Китунов, как говорится, стала работать рекомендация и репутация.

Анна Китун почти 30 лет отработала заведующей столовой. Когда вышла на пенсию, призадумалась: «Что ж теперь, сложа руки сидеть, что ли?» Вот и получилось, что семья Китун из деревни Воронча стала первопроходцем агротуризма в Кореличском районе.

— Что значит я — отважная женщина? — пожимает плечами Анна Ивановна, словно и не помнит уже, как около трех лет назад огорошила мужа авантюрным предложением. — Меня, можно сказать, обстоятельства такой сделали. Дом, в котором мы сейчас живем, строился для прежних жильцов. Трехэтажный, со всеми удобствами. Но это только на первый взгляд жить в нем одно удовольствие. На самом деле — сплошные траты на содержание. К тому же дети выросли и разъехались, а такой огромный дом — гостиница настоящая — нам вдвоем с мужем ни к чему. Вот и решили приглашать гостей на выходные отдохнуть на всем готовом, свежим воздухом подышать. Благо и река в двух шагах — купайся, загорай...

Чтобы гости в отдыхе не разочаровались, Китуны взяли кредит на обустройство подворья — отремонтировали по последнему слову здание (иные гости комфорт не меньше сельской «экзотики» любят), к деревянным летним домикам да беседкам еще и баньку с сауной, парилкой и бассейном отстроили. Весь прочий антураж — глиняные горшки и самобытную старинную посуду, сельхозорудия и «бытовую технику» далеких предков — Китунам с радостью несли жители деревни (лишь бы от хлама избавиться). В ближайших планах супругов еще бильярдный зал оборудовать. «Нравится иностранцам после баньки в бильярд поиграть», — со знанием дела заключает Анна Ивановна. В крупном строительстве хозяева непременно сами участвуют, а уж о мелком обустройстве и говорить не приходится. Соломенные тюфяки, на которых так любят спать привередливые немцы и французы, Анна Ивановна собственноручно набивает (а делать это нужно часто, чтобы трава не сбилась и живительный аромат не потеряла), сено глава семейства заготавливает. Деревянные полати в летнем домике, вышитые занавески и скатерти, живописный плетень вокруг дома — все дело рук неугомонных Китунов.

— Мы, если честно, ничего такого не делаем, что самим бы впоследствии не понадобилось, — признается Анна Ивановна. — Так что деньги на ветер не бросаем. Те же бассейн, баня и карусель — все пригодится: не нам, так детям, не детям, так внукам... На меню для гостей мы тоже не тратимся: мясо, молоко, овощи, картошка — все свое. Главное, чтобы желание работать было. И цель в нашем начинании стояла — не обогатиться, а принести радость себе и другим.



Рекорд Царицы

Ее отец — чистокровный англичанин, мать — истинная белоруска. Она же — настоящая дочь своих родителей, унаследовавшая от них богатырское здоровье и в буквальном смысле королевское величие: и ростом удалась намного выше сверстниц, и весом побольше. Родись она где–нибудь на туманном Альбионе, возможно, так и осталась бы безвестной, проведя жизнь тихо и бесславно. Но ей посчастливилось родиться в Беларуси, стать лучшей из лучших, прославить себя и свою малую родину на всю страну. Итак, знакомьтесь: краса и гордость Кореличского района — корова Царица.

В Индии, как известно, корова — священное животное. На Царицу работники фермы «Людвики» в РСУП «Племзавод «Кореличи» тоже едва ли не молятся. И хоть живет она не в отдельном стойле, а в общем загоне с сородичами, питается не чем–то особенным, а все теми же сеном и комбикормом, что и остальные буренки, отношение к ней более внимательное и трепетное. Все–таки она уже третий год подряд ставит рекорды по надою молока. Другой такой, которая давала бы по 13 тысяч 605 (!) килограммов молока в год жирностью почти 4,5 процента, в Беларуси попросту нет.

— Первый рекорд Царица поставила в 2003 году, когда родила второго теленка, — «по–человечески» рассказывает о знаменитой подопечной зоотехник–селекционер хозяйства Елена Бында. — Тогда в день она давала по 3 с половиной ведра молока (в несколько раз больше, чем обычная «среднестатистическая» корова), можете себе это представить? Хотя этот рекорд для нее уже в прошлом. Потом, принося еще по теленку в год, Царица прибавляла по 500 — 1.000 килограммов молока к прежним надоям. Недавно наша рекордсменка разрешилась пятым малышом. Теперь ждем от нее очередного рекорда...

И не напрасно. Царица сейчас в самом расцвете сил, ей всего 8 лет — возраст, по человеческим меркам, делающий женщину «ягодкой опять». Но рекордсменке уже придется потрудиться, чтобы удержать лидерство: еще 2 буренки–соперницы буквально на пятки ей наступают, каждая пополняя белорусские молочные реки 10 тысячами килограммов молока.

— В чем секрет? — задумывается на секунду селекционер–осеменатор Иван Вишневский. — В кормах — свежих, сытных, разнообразных. Помните поговорку: кто хорошо работает, тот хорошо ест. В нашем случае все наоборот. Царица хорошо питается (весит тоже немало — 700 килограммов, почти как малолитражка «Ока»), потому и молока дает много... Но и гены, конечно, много значат.



Открытый взгляд «Закрытых лиц»

Каких только птиц и животных нет в этом удивительном зоопарке! От простых и давно привычных глазу домашних питомцев — кур, собак, коз, свиней, лошадей и коров — до экзотических крокодилов, змей и кенгуру. Есть даже сказочный трехглавый дракон, одна голова которого пышет огнем, вторая — дымом, третья — водой поливает. Вот только слона, пожалуй, в этом чудо–зоопарке нет. Но была бы охота, и за ним дело не станет! Ведь в Африку за толстокожим гигантом ехать не надо, его можно и дома... смастерить. Главное, запасти побольше проволоки и... женских чулок. Не стоит, впрочем, удивляться: так на свет появились и остальные питомцы необыкновенного зверинца, который разместился в сельском Доме культуры деревни Еремичи. И обязаны они своим появлением руководителю народного любительского объединения «Закрытые лица» (или, как его еще называют местные жители, «Еремичские маски») Марии Крень.

— Первую маску я сшила больше 20 лет назад, — вспоминает Мария Петровна, всю жизнь проработавшая швеей в КБО. — Дети ходили в школу, и на новогодний бал–маскарад им нужно было готовить костюмы. Хотелось придумать что–то необычное, ведь за лучший костюм давали призы и подарки. Вот и придумала сперва сшить «настоящую» Бабу Ягу, потом аиста, потом еще кого–то... В общем, каждый год призы моим детям доставались. К тому времени, как они школу окончили, масок уже была целая коллекция.

— Сельчане работают хорошо, но и отдыхать любят весело, — подхватывает разговор худрук Еремичского СДК Янина Наумович. — Мы поэтому старались каждый праздник сделать необычным и запоминающимся. Так и «сошлись» с Марией Петровной и ее масками. Первое театрализованное представление поставили в 1981 году. Народу в клуб набилось — яблоку упасть негде было. С того времени и стало существовать наше любительское объединение, кстати, до сих пор единственное в своем роде в Гродненской области.

Каждый год «Закрытые лица» выдают на суд зрителя как минимум одну новую постановку: народные сказки ставят, произведения белорусских писателей. Но больше всего любят сами придумывать сюжеты для представлений, сценарии в стихах писать. Под них Мария Крень мастерит недостающие персонажи, а к новогодним постановкам — еще обязательно и соответствующий знак зодиака: Дракона, Лошадь, Змею...

«Закрытые лица» с представлениями объездили почти всю Беларусь. Но настоящее признание пришло только два года назад, когда объединению было присвоено звание народного. А его, сами понимаете, заслужить надо: например, чтобы под каждой маской были то старушка, то ребенок, то работник сельсовета, то сельский учитель, то механизатор, то экономист... И чтобы на представлении, как сказала, Янина Наумович, яблоку негде было упасть...

Фото Александра РУЖЕЧКА, «СБ».
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter