Увидеть своими глазами
Реакция польского внешнеполитического ведомства на введение Беларусью безвиза последовала очень быстро: граждан призвали отказаться от поездок в Беларусь. А замминистра польского МИД Павел Яблонский прокомментировал ситуацию так: «Если кто-то хочет рискнуть и оказаться на территории страны, которая относится к Польше как к врагу, он должен осознавать, что риск очень серьезный».Но живущие в приграничье поляки, у которых давние родственные и торговые связи с белорусами, такие заявления иначе как абсурдом не называют, считая, что отлаженная жизнь разрушается из-за сумасбродства политиков.
— Мы общаемся с родственниками из Бреста и прекрасно знаем: здесь все спокойно и опасности для нас нет. Своими глазами видим все, — высказал нам собственное мнение польский путешественник из Бяла-Подляски.
По его словам, поляки часто едут в Беларусь с медицинскими целями. В частности, в Брестскую областную клиническую больницу и городскую консультативную поликлинику, кроме прочего оказывающую косметологические услуги. Правда, рост медицинского туризма сдерживается многочасовым ожиданием на границе, поделилась своим видением ситуации жительница Тересполя:
— У вас дешевле — приезжала к косметологу. Я даже вашу «Лазню» по воскресеньям посещала. Теперь теряется смысл: можно простоять половину суток на выезд из Польши и столько же — на въезд домой. К белорусским службам никогда нет вопросов — оформляют быстро, а на польской стороне можно зависнуть надолго.Чтобы сбить интерес к Беларуси, польские власти даже отменили евроканал, который функционировал в пункте пропуска «Тересполь» для граждан ЕС, отправив их в общие с негражданами ЕС очереди. Кроме того, делятся возмущенные туристы, заметно уменьшилось и количество польских «стражей граничных» — явно не из-за нехватки специалистов.
Чего стоим?
Начальник отделения пограничного контроля «Варшавский мост» Брестской погрангруппы Виктор Герасименко рассказал нам о заключенном в свое время между пограничными ведомствами Беларуси и Польши соглашении о сотрудничестве. Оно, в частности, касалось интенсивности пропуска автомобилей при возникновении очередей.Виктор Герасименко, начальник отделения пограничного контроля «Варшавский мост».
Ежесуточно переход «Брест — Тересполь» способен пропустить в одном направлении 1700 автомобилей, при таком раскладе каждый час нужно оформлять более 70 единиц транспортных средств. Но поляки давно не выполняют договоренности. В сутки из пункта пропуска «Брест» принимают на свою сторону от силы 500 — 700 автомобилей и автобусов.
В связи с этим автомобильные операторы резко увеличили количество рейсов. И хотя рейсовые автобусы следуют через границу по отдельной очереди, при сократившейся численности сотрудников польских пограничной и таможенной служб для перемещающихся на личных автомобилях ожидание на границе затягивается на многие часы.На столе у подполковника Герасименко таблица, в которой указан почасовой пропуск транспорта. К примеру, 5 октября с часу до двух ночи из пункта пропуска «Брест» в пункт пропуска «Тересполь» убыли 56 легковушек и четыре автобуса. А в следующий час (с двух до трех) поляки не приняли ни одного автомобиля со стороны Беларуси, соизволив оформить лишь автобус.
Обращает внимание факт полного отсутствия пропуска транспорта с 22:00 до 24:00. Оказывается, как рассказали потом стоящие в это время в очереди, «стражи граничны» два часа смотрели матчи Лиги чемпионов…
Среди причин большой нагрузки на автомобильные погранпереходы и то, что сегодня между Беларусью и Польшей не ходят поезда. Еще весной 2020 года в связи с ситуацией, вызванной коронавирусом COVID-19, поляки приняли решение о прекращении международного железнодорожного сообщения. Польша тогда уведомила о временной приостановке курсирования поездов белорусского формирования.
«Узкое горлышко»
Сообщение между Брестом и Тересполем, как и между Домачево и Словатичами, проходит по мостам через реку Западный Буг. Сооружения старые, и эта проблема давно была обозначена на уровне стран-соседок.Планировалось, что Беларусь и Польша в 2020‑м начнут строительство на паритетных условиях автодорожного пограничного моста через Западный Буг на погранпереходе «Домачево — Словатичи». Необходимость нового безопасного моста, который позволит проезжать машинам с абсолютно любой грузоподъемностью, отмечал в свое время министр инфраструктуры Польши Анджей Адамчик, рассказывая о совместном решении белорусского и польского правительств. Сегодня проект заморожен. Остались без внимания и планы по строительству нового моста через Западный Буг между Брестом и Тересполем. Варшавский мост давно превратился (как его называют) в «узкое горлышко», ограничивающее поток.
Между тем Беларусь в одностороннем порядке продолжает обустройство пунктов пропуска. В настоящее время реконструируют три пункта таможенного оформления: «Варшавский мост», «Козловичи» на границе с Польшей и «Мокраны» на границе с Украиной.
— Реконструкция повысит проектную пропускную способность, улучшится безопасность и комфорт для людей, пересекающих границу. Все это положительно отразится на туристической привлекательности нашей страны, — отметил начальник Брестской таможни Сергей Якута.
В «Козловичах», в частности, изменения коснутся технологических каналов. Там обновляют дорожное покрытие, установят современные модули для сотрудников таможенной и пограничной служб. Кроме того, появятся дополнительные весогабаритные комплексы, чтобы ускорить перемещение грузового транспорта через пункт пропуска.
При этом пункты пропуска во время реконструкции продолжают свою работу в штатном режиме. Пропускная способность не уменьшена. «Варшавский мост» и «Мокраны» будут реконструированы в этом году, а в «Козловичах» по проекту окончание намечено на 2023‑й.
КСТАТИ
Граждане Республики Беларусь по-прежнему смогут ввезти товары из-за рубежа на сумму 1000 евро и весом до 31 килограмма без уплаты пошлины. 1 октября совет ЕЭК продлил до 1 апреля 2023‑го действие беспошлинного порога при ввозе товаров для физических лиц в таком размере.
КСТАТИ
Граждане Республики Беларусь по-прежнему смогут ввезти товары из-за рубежа на сумму 1000 евро и весом до 31 килограмма без уплаты пошлины. 1 октября совет ЕЭК продлил до 1 апреля 2023‑го действие беспошлинного порога при ввозе товаров для физических лиц в таком размере.
В ТЕМУ
Въезжать в нашу страну по безвизу граждане Польши могут неограниченное количество раз в течение действия такого порядка до 31 декабря 2022 года. Для выезда за границу гражданину Польши нужны удостоверяющий личность документ, медицинская страховка и «зеленая карта», если планируется пересекать границу на машине. ПЦР-тест или сертификат о вакцинации при въезде не требуются. Общее количество дней пребывания не должно превышать 90 в календарном году. В течение десяти дней можно находиться в нашей стране без регистрации. Безвизовые туристы могут перемещаться по всей территории Беларуси, в том числе посещать пограничную зону, предварительно уведомив об этом пограничников и указав населенный пункт, а также цель его посещения.
kozlovich@sb.byВъезжать в нашу страну по безвизу граждане Польши могут неограниченное количество раз в течение действия такого порядка до 31 декабря 2022 года. Для выезда за границу гражданину Польши нужны удостоверяющий личность документ, медицинская страховка и «зеленая карта», если планируется пересекать границу на машине. ПЦР-тест или сертификат о вакцинации при въезде не требуются. Общее количество дней пребывания не должно превышать 90 в календарном году. В течение десяти дней можно находиться в нашей стране без регистрации. Безвизовые туристы могут перемещаться по всей территории Беларуси, в том числе посещать пограничную зону, предварительно уведомив об этом пограничников и указав населенный пункт, а также цель его посещения.