Красным по белому

Случаев — когда пациент отправляет врачей на больничный — ежегодно в стране регистрируют порядка двадцати. Предают огласке, как правило, только те вопиющие факты, которые требуют судебного разбирательства. А так все сводится к конфликту частного лица с частным лицом. И, как в ссоре между соседями, особого внимания на это никто не обращает. Да уж, проза жизни: по данным Института социологии НАН, 94,1 процента медиков сталкиваются с агрессией пациентов. Каждому третьему врачу угрожали, на 4 процента опрошенных больные поднимали руку. Такие вот дела...

...Могилевская областная психбольница. Больной, вырвавшийся от сопровождающих милиционеров, нанес удар в лицо заведующей диспансерным отделением. Закрытая легкая черепно–мозговая травма. 17 дней нетрудоспособности.


...Мостовская центральная районная больница. Мужчина в алкогольном опьянении вошел в лабораторию и ударил фельдшера–лаборанта. Закрытый перелом ребра и 16 дней нетрудоспособности. Заведующий реанимационным отделением пытался задержать хулигана и получил закрытый перелом пальца правой кисти и 24 дня нетрудоспособности.


...2–я минская клиническая больница. Посетительница в алкогольном опьянении нанесла удар в область плеча заведующему отделением хирургии (31 день нетрудоспособности) и медсестре–анестезисту сломала фалангу пальца левой кисти (34 дня нетрудоспособности).


Подобных случаев — когда пациент отправляет врачей на больничный — ежегодно в стране регистрируют порядка двадцати. Предают огласке, как правило, только те вопиющие факты, которые требуют судебного разбирательства. А так все сводится к конфликту частного лица с частным лицом. И, как в ссоре между соседями, особого внимания на это никто не обращает. Да уж, проза жизни: по данным Института социологии НАН, 94,1 процента медиков сталкиваются с агрессией пациентов. Каждому третьему врачу угрожали, на 4 процента опрошенных больные поднимали руку. Такие вот дела...


Заложники Гиппократа


Участковому терапевту 12–й минской поликлиники Наталье Ваниной за 23 года работы бороться приходилось не только с болезнями. Потому что благодарность — увы, не единственное чувство, которое испытывают пациенты к врачу.


— Когда только начинала работать, ко мне пришел пациент с кувалдой, который отказывался ехать по направлению в наркологический диспансер и требовал закрыть больничный лист. Благо в кабинете оказалось двое мужчин, один из которых заступился. Была еще бабушка, которая огрела палкой за то, что не выписала ей лекарство по льготному рецепту. Недавно пришла к старику, а на меня накинулся его сын за то, что врач не пришла к ним по вызову в предыдущий день. В общем, что вспоминать — еле ноги унесла...


Буквально у каждого врача есть своя коллекция подобных, трудно забываемых «героев». Например, почти всех участковых терапевтов запирали в квартире: «Или выписывай больничный, или выйдешь через балкон!» Медицина у нас не только бесплатная, но и терпеливая. Медики не могут и не должны отвечать грубостью на грубость, оскорблением на оскорбление, ударом на удар. «Не навреди», конечно, — замечательный принцип, но справедливо ли возводить его в абсолют, требуя, чтобы врач раз за разом подставлял то одну щеку, то другую?


Работа в медицинской сфере становится все более опасной. Допустим, участковые медсестры 12–й минской поликлиники, которые делают уколы на дому, жалуются, что им приходится носить ампулы с морфином (иногда по 5 — 8 штук), как конфеты, — в дамской сумочке:


— Два–три раза в день мы делаем уколы на дому, пешком обходим весь район. Потому что машины иногда не хватает даже дежурному врачу. Не дай Бог, кто–нибудь выхватит сумку, потом же ничего не докажешь!


А доктору часто и ходить никуда не нужно, чтобы оказаться под ударом. Пять лет назад главному врачу 34–й поликлиники Дмитрию Шевцову больной сломал нос. Отставной военный жил в пяти минутах ходьбы от поликлиники, страдал трофической язвой голени, рекомендаций врачей не слушал и, когда в очередной раз прихватило, позвонил с жалобой на сильные боли. Пришла врач, сказала, что надо сделать обезболивающий укол. Больной тут же потребовал, чтобы к нему прислали медсестру.


— Вызов записали с пометкой «как можно быстрее», но медсестра не успела дойти по адресу, как пациент уже начал звонить с оскорблениями и угрозами, — вспоминает Дмитрий Евгеньевич. — А еще через несколько минут ко мне прибежали из приемной с криками: «Какой–то мужчина напал на начмеда!» Я поспешил на помощь, зашел в кабинет, поздоровался и тут же получил кулаком по лицу, после чего три недели пролежал в 9–й больнице с переломом носа. Пациент получил условный срок, а мой моральный ущерб суд оценил в 1,2 миллиона рублей... Недавно я едва отбился от нападок еще одного недовольного, который после того как ему отказались выдать выписку из медкарты жены, стал регулярно присылать эротические журналы, телеграммы, поздравительные открытки оскорбительного характера. Обратились в милицию. Сейчас этого человека арестовали и проводят судебно–психиатрическую экспертизу.


Статистика более чем красноречивая: только за январь 2010 года врачи и медсестры 34–й поликлиники вынуждены были написать 4 заявления в милицию!


— Проблема в том, что у нас пациент всегда прав, — размышляет Дмитрий Шевцов. — И поэтому чувствует свою безнаказанность, забывая, что врач — тоже человек. Нам постоянно напоминают о клятве Гиппократа, а сами забывают даже поздороваться. В обществе укоренилось мнение: «Я плачу налоги, а вы обязаны мне вернуть здоровье».


«Не помню. Не знаю. Не понимал»


Нападение на медиков — это всего лишь косвенный показатель статуса врача в обществе, считает заместитель председателя Белорусского профсоюза работников здравоохранения Вячеслав Граньков. А престиж самой благородной профессии нынче, очень мягко говоря, не самый высокий. По семибалльной шкале большинство медиков оценивает его ниже 4 баллов. И лишь каждый четвертый желает своим детям такой же участи. Врачи виноваты во всем — что «мало льготных лекарств», что «нет денег на импортные препараты», что «всюду очереди», что «лечат не так, не тем и не вовремя».


— Врачи обязаны, должны всем и всегда, — сетует главный врач Минской городской станции скорой помощи Эдуард Козырев, которому в своей практике не только от кулаков пациентов приходилось уворачиваться, но даже от напильника. — Вызывают из–за пустяка. А потом перезванивают буквально через пару минут: «Почему еще нет? Я сказал: через 3 минуты!» Начинаешь объяснять, они еще больше заводятся: «Ах, так?! Через 2 минуты!»


Не понравилось выражение лица, интонация голоса — выгоняют бригаду из квартиры и вызывают следующую, объясняя диспетчеру: «Хамили, смеялись надо мной, равнодушные». Захотят три бригады вызвать — три приедут! Отказать практически невозможно. Ответит диспетчер: «В поликлинику обратитесь, это не для вызова «скорой». Перезванивают: «Умирает, без сознания!» А на месте оказывается, что человек в сознании и никогда его не терял. Муж может вызвать «скорую» жене, жена мужу, дети — родителям, чтобы только друг другу насолить, избавиться: «Заберите его куда хотите!»


— Наболело, по–другому не назову! — говорит Эдуард Витальевич. — Да, нас благодарят, потому что есть за что. Но один такой случай перечеркивает все. «Скорая» — это экстренные вызовы. Это не температура 37,2, это не давление 160 — 90, это не мигрень. Лежит на тумбочке направление на кардиограмму в поликлинику, но зачем туда идти, если приедет бригада и все сделает? Таких вызовов — более 60 процентов. При этом сыплют угрозами, грозятся написать жалобу, позвонить на «горячую линию». Несколько раз за месяц звонят: мол, ваш врач и фельдшер на ногах не стоят и т.д. Мы обязаны отреагировать, направляем всю бригаду в наркологический диспансер с ответственным врачом, где они сдают анализы на содержание алкоголя в крови. И у всех сотрудников 0,0 промилле! Всегда! Мало того что подвергается унижению бригада, она еще на полтора–два часа выключается из рабочего графика. Кто несет за это ответственность? Хотя я и призываю подчиненных: не поленитесь, сходите после дежурства в милицию, напишите заявление — ведь это клевета! Но занимаются этим единицы...


Впрочем, что удивляться, если каждый третий вызов делается в алкогольном опьянении? И под утро горе–пациенты признаются: «Не знаю, что на меня нашло. Ничего не помню. Ничего не понимал».


— У нас практически ни одно дело не дошло до суда, — замечает Эдуард Козырев. — Даже если врач получил перелом кисти или черепно–мозговую травму легкой степени. Как правило, принимается решение об административном штрафе в размере средней стоимости вызова — около 80 тысяч рублей — в счет государства. Это, конечно, желания защищать свои честь и достоинство не прибавляет. Нет адекватной реакции: ну стукнул, ну был в состоянии алкогольного опьянения, ну написал, что кается, ну принес хорошие характеристики с места работы...


Сотрудники скорой помощи не имеют в отличие, например, от милиционеров особого статуса и соответственно определенной законодательной защиты. В городской станции скорой помощи помнят только два инцидента за последние несколько лет, по которым было вынесено решение о возмещении материального и морального ущерба и заключении под стражу. Но тут уж просто нельзя было отступать. В первом случае молодой человек в токсическом опьянении ударил врача ножом в область сердца. Медика спасло только то, что он был одет в зимнюю куртку. Второй пациент в сильном алкогольном опьянении ударил кулаком в глаз врача, которая сопровождала его под руку в приемное отделение. В результате педиатр, проработавшая на скорой помощи 30 лет, получила контузию глазного яблока, гематому верхнего века, частичную потерю зрения.


Почему медик должен расплачиваться за упущения в законодательстве, кризис морали и алкоголизацию отдельных слоев общества? Только потому, что его профессия, как мы не упускаем случая напомнить, — самая благородная? Потому что на зов о помощи он приходит первым? Или потому что медиков не учат отстаивать свои права в суде? Можно привлечь к ответственности за оскорбление лица, находящегося при исполнении служебных обязанностей, если это лицо — милиционер, судья, но не медик. Конфликт «доктор — больной» почему–то всегда лежит в тонкой сфере морально–нравственных отношений. И на какую «горячую линию» прикажете звонить врачу, чтобы пожаловаться на пациента?


Кстати


За 5 лет пациенты по всей стране серьезно травмировали 71 врача. Так, в 2007 году во время исполнения служебных обязанностей пострадало 12 медиков, в 2008–м — 21, в 2009–м — 14.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Версия для печати
Валентин
Все правильно. Закономерный результат вдалбливания в головы, что у нас "медицинское обслуживание" и оно бесплатно.<br /> <br />
А должна быть как во всем мире - "медицинская помощь".
Правда
Все верно. Неблагодарная работа. Но по поводу скорой помощи и выражения лица и интонации врача, не могу не согласиться с больными. Когда вызываешь бригаду к старенькой бабушке с высоким давлением, из-за чего она ведет себя неадекватно, а молоденький фельдшер сидит и смеется над ее поступками, так и подмывает выставить его за дверь. Для человека его боль -- конец света, а для врача -- рутина, энный вызов. <br /> <br />
Как и для диспетчера. Бабуля моя со своей энцефалопатией и гипертонией вдруг вся позеленела лежит и трясется, я не знаю, что делать, звоню на "скорую", а мне неспешный голос задает кучу вопросов совсем не первой необходимости: как зовут, возраст, а что с ней, а почему вы так решили? Что, блин, за равнодушие! Хотя если 60 процентов людей вызывают скорую для перевозки или кардиограммы, какого отношения от нее можно ожидать в свой адрес.
doctor- Марии Кучеровой
Спасибо за статью!<br />Подписываюсь под каждым словом!
Лекарь
"Медики не могут и не должны отвечать грубостью на грубость, оскорблением на оскорбление, ударом на удар. "<br /> <br />
Это почему, скажите мне?<br /> <br />
Отменили необходимую самооборону, может быть Гиппократ и более поздние его аппологеты говорили про "подставь левую щеку"? Так Гиппократ, на которого любят ссылаться, вообще был язычник, а никак не христианин. И он бы ответил в соответствии с обычаями своего века.<br /> <br />
Медиков закон защищает от насилия, так же, как он защищает всех остальных граждан. Другое дело, что именно администраторы медиков заинтересованы в заминании конфликта. И именно они давят на побитых медиков, что бы те не поднимали шума. В этом основной корень проблемы.<br /> <br />
Медики формально защищены законом ровно настолько, насколько защищены все остальные граждане. Просто в отличие от остальных граждан защищаться либо привлечь насильника к ответу им не позволяет именно система здравоохранения.
Анна Джулай
Действительно, а на какую "горячую" линию звонить потерпевшим врачам? Но раз таких линий нет, то, если перефразировать знаменитую фразу про утопающих, защита медиков в руках самих медиков. Получил повреждения, снял побои и в суд. А еще лучше, это касается работников "скорой", приезжать по вызову с милиционером, как в Америке делают, там 911 упакована и чином с резиновой дубинкой. Пациент полез в драку - ему дубинкой по ушам, хай выздоравливает! Раз полез, второй... а на третий ушей не хватит. И все, все в шоколаде. Но это шутка. А серьезно, так действительно эту проблему надо решать. Но бывают такие случаи, когда пациент несознательно наносит травму врачу, и тут уже решение вопроса на совести обоих. Был случай с моей знакомой. Она без сознания попала в больницу, что-то с животом. После операции приходит в себя, а ее лечащий врач с гипсом на правой руке. У больной глаза вопросом, врач отвечает: "Это вы так меня ногой саданули, когда я вам пункцию делала, плечо вот сломали!" Знакомая моя в полной несознанке, когда, как? Но врач с юмором оказалась. Говорит, что если в следующий раз она к ней на стол попадет, будет привязывать все конечности, чтобы не дралась. Вот такие дела. Так что могу дать только один совет медикам: берегите себя, вы нам очень нужны, мы без вас - как вы без нас!
Андрей
Проблема в статье освящена односторонне.<br /> <br />
Нет даже намека на изучение вопроса о том, откуда проистекает такая агрессия со стороны пациентов.<br /> <br />
Вот пример из статьи: "Врач педиатр (детский врач!) с 30-летним стажем была направлена к мужчине, находящимся в состоянии сильного алкогольного опьянения". <br /> <br />
Получается, что врача, которая всю жизнь проработала с детьми направили к такому сложному пациенту. Слава Богу, что тот пациент не нанес несчастной врачу-женщине еще более сильные повреждения. <br /> <br />
В этом случае налицо вина руководства станции скорой помощи за недостатки в кадровой политике. <br /> <br />
Еще пример из статьи. "Одному из врачей пациент сломал нос за то, что врач не пришел по вызову на дом".<br /> <br />
Кто в этом виноват? Только ли пациент? Почему врача по вызову не было? Нормально ли это?<br /> <br />
Последний пример из рассказа пожилой женщины в очереди к врачу в поликлинике, который слышал воочию. Так вот, бедная женщина вызвала скорую помощь на дом в 4 часа утра и горько пожалела об этом. Эта пациентка находилась дома одна и прибывшая бригада так распоясалась, что, по ее словам "чуть ее не убила". Она молила Бога. чтобы остаться в живых от напора той мощнейшей психической атаки, которой она была подвергнута со стороны бригады медиков.<br /> <br />
Выводы:<br /> <br />
1. Недостаточно смачно описывать те издевательства, которым подвергаются медики со стороны отдельных категорий пациентов. <br /> <br />
2. Необходимо изучать проблему системно, анализировать причины происходящего.
doctor - Анне Джулай
"случаи, когда пациент несознательно наносит травму врачу" бывают очень часто, но они в статье и не рассматриваются. И такая травма рассматривается медиком как случайная. Типа, сам виноват. <br /> <br />
Речь о преднамеренных травмах от пациентов и их родственников.<br /> <br />
"берегите себя, вы нам очень нужны, мы без вас - как вы без нас!" <br /> <br />
Вы тоже держитесь. Читаю регулярно, как учителям достается от учеников и их родителей. :(
doctor-Андрею
Вы правы, когда пишете что "Проблема в статье освящена односторонне." В конфликте обычно участвуют 2 стороны. Но в данном случае их 3. <br /> <br />
Врач, пациент и тот, кто разрешил пациенту так себя вести. <br /> <br />
От имени врача я подтвердил, что ситуация нарисована правильно. Медики подвергаются насилию. <br /> <br />
Но при этом я ничего не имею против пациентов. Они поступают так, как им разрешено. А вот кто разрешил насилие пациента над медиком и почему - вот это и есть основной вопрос.
Анна Джулай
doctorу<br /> <br />
"Читаю регулярно, как учителям достается от учеников и их родителей. :(" - да, так оно и есть. Почему-то и учителя, и врачи последнее время попали под раздачу. И это не только у нас в Беларуси, но и в России, если судить по новостям). К чему бы это?
Андрей-doctoru
Ответ на ваш основной вопрос о том, кто разрешил насилие пациента над медиком очевиден - это насилие "разрешил" тот, кто направил педиатра (!) к буйному пациенту. Тот, кто создал условия для неявки врача по вызову на дом и т.п. Пациенты реагируют на все эти и другие недостатки медиков и медицины подобным образом потому, что они БОЛЬНЫЕ. Именно так называли раньше пациентов - БОЛЬНЫЕ. Помимо недостатков в медицине, о которых уже шла речь, можно добавить также недостаточный уровень профессиональной подготовки отдельных категорий медиков, зачастую нежелание, особенно молодых специалистов, работать как положено, ссылаясь на объективные трудности. <br /> <br />
А главное - "разрешил" пациентам совершать насилие над медиками тот, кто поколебал ДОВЕРИЕ пациентов к медикам.
doctor -Андрею
Пациент (лат. patiens — терпящий, страдающий) — человек, получающий медицинскую помощь, подвергающийся медицинскому наблюдению и/или лечению по поводу какого-либо заболевания, патологического состояния или иного нарушения здоровья и жизнедеятельности, а также пользующийся медицинскими услугами независимо от наличия у него заболевания.<br /> <br />
БОЛЬНО́Й - cтрадающий какой-л. болезнью.<br /> <br />
Разницу улавливаете?<br /> <br />
По моим наблюдениям, тенденции, которые прослеживаются в медицине, можно назвать так - «закат бесплатной и доступной».<br /> <br />
Так что даже к «малограмотному» врачу бесплатно уже сейчас не попасть. И поэтому <br /> <br />
да здравствует «Малахов плюс» и бесплатная уринотерапия! К ним у белорусов доверия побольше будет.
Cафонов Анатолий
Да, кто еще успел Чумака на кассету записать - тому вообще к врачу безполезно идти....
Андрей-doctoru
Направлять к буйному алкоголику педиатра либо акушера-гинеколога (:)) - это серьезный административный проступок со стороны руководства станции скорой помощи. И руководство должно понести наказание за избиение женщины-врача прибывшей по вызову. Бесплатная доступная всеохватывающая медицина - это величайшее достижение не только нашего государства, но и всего прогрессивного человечества. К сожалению, нас сегодня хотят столкнуть с этого пути и медикам навязывают опыт хотя бы той же России (страховая коммерческая медицина). Но это тупиковый путь. Это тот путь, от которого уже отходят ведущие западные государства, например, такие как США. В этой стране, как известно, реформа здравоохранения в сторону большей доступности, в том числе бесплатности, стала тенденцией. Американскому президенту можно только пожелать успехов на этом пути. Однако удастся ли Обаме сломить мощнейшее сопротивление олигархических медицинских, фармацевтических и др. группировок - вопрос открытый. Это говорит об одном - нам не следует уповать на те формы развития медицины, которые мир уже отвергает. Россия, как обычно, пошла по пути перенимания того худшего, отживающего в медицине, что есть и было на Западе. В этом контексте Россия снова оказалась в положении "догоняющей" страны. Слава Богу, что у нас, в Беларуси в медицинском плане не пришлось кого-то догонять. Напротив, в Беларуси в медицине сохранилось все то лучшее. что было в советские времена. Нужно все это сохранять и развивать. На практике по отношению к конкретному доктору это выглядит так - честно работайте, повышайте свой профессиональный и личностно-деловой уровень, не поддавайтесь на провокации по поводу маленькой зарплаты, большого количества пациентов на приеме, сложных жилищных условий, плохой оснащенности рабочего места и т.п., не принимайте участия в каких-либо корпоративных сговорах и постепенно будут решаться все ваши, в том числе жизненные, проблемы и доктору самому станет жить лучше.
doctor -Андрею
Давайте не будем вспоминать Россию и США. Медицина в этих государствах не пример для подражания. <br /> <br />
«Бесплатная доступная всеохватывающая медицина - это величайшее достижение не только нашего государства, но и всего прогрессивного человечества.» <br /> <br />
Примеры приведите. Про Беларусь не вспоминайте. Я подробности наших достижений знаю. И даже знаю, как они создаются. <br /> <br />
«в Беларуси в медицине сохранилось все то лучшее. что было в советские времена. Нужно все это сохранять и развивать. На практике по отношению к конкретному доктору это выглядит так - честно работайте, повышайте свой профессиональный и личностно-деловой уровень, не поддавайтесь на провокации по поводу маленькой зарплаты, большого количества пациентов на приеме, сложных жилищных условий, плохой оснащенности рабочего места и т.п., не принимайте участия в каких-либо корпоративных сговорах и постепенно будут решаться все ваши, в том числе жизненные, проблемы и доктору самому станет жить лучше»<br /> <br />
Посмеялся. :(
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?
Новости
Все новости