Работы нет — вся надежда на ягоду: как жители 10 украинских приграничных сел выживают благодаря возможности собирать белорусскую клюкву

Красная валюта Ольман

Велосипедисты едут по гравийной дороге: все они навьючены тяжелыми, туго набитыми мешками, к рюкзакам за их спинами приторочены ведерки. Нет, это не этап региональной велогонки с полной выкладкой. Это после дня, проведенного на Ольманских болотах на территории Беларуси, возвращаются домой украинские сборщики дикоросов. Пока руководство страны-соседки закрывает для нас воздушное пространство и подумывает о возведении стены на границе, жителей близлежащих украинских сел, как и прежде, пропускают за нашими грибами и ягодами. Они очень благодарны Президенту Беларуси за последовательную доброжелательную политику в отношении простых людей, понимание их проблем, ведь для многих сбор и сдача ягод — едва ли не единственный источник существования. Корреспонденты «Р» отправились на границу, чтобы узнать об особенностях сбора урожая этого года. 

Клюква в этом году уродила.

Правила посещения

На юге нашей страны на площади более 100 тысяч гектаров раскинулся уникальный ландшафтный заказник «Ольманские болота». На бесконечных просторах, где сменяют друг друга верховые, низинные и переходные болота, сохранилась почти не тронутая человеком природа: чистый свежий воздух, редкие птицы и животные, богатый растительный мир. Осенью же здесь господствует ее величество клюква — предмет вожделения многих ягодников, причем не только белорусских, но и украинских. В 2011 году Беларусь и Украина заключили двустороннее соглашение, позволившее жителям некоторых приграничных сел посещать Ольманские болота через пункты упрощенного пропуска. Несмотря на опасения украинцев, связанные с политикой конфронтации, которую проводит в отношении Беларуси руководство их страны, действует оно и поныне. Белорусы свое слово держат. 

На территории, где сохранность государственной границы обеспечивает Пинский пограничный отряд, находится три места упрощенного пропуска для жителей десяти приграничных сел Рокитновского района Ровненской области Украины: Мутвица, Хиничев и Селище.


— Место упрощенного пропуска функционирует в период сбора дикоросов, который делится на два этапа, — рассказывает Сергей Аксенов, начальник пограничного поста «Мутвица» пограничной комендатуры «Речица». — Первый приурочен к времени сбора черники и длится с 1 июля по 15 августа. Во время второго, который в этом году начался 6 сентября и закончится 15 ноября, украинские граждане приходят к нам за клюквой. Могут собирать и грибы. 

Сергей Аксенов

Через Мутвицу за клюквой обычно ходят жители деревень Старое Село, Березовое и Дроздынь. Последним вообще близко: крыши их домов виднеются прямо с пункта упрощенного пропуска, до них не более километра. 


— Граждане Украины при пересечении государственной границы должны предъявить паспорт или свидетельство о рождении, если они несовершеннолетние, пропуск на посещение пограничной полосы, выданный Пинским погранотрядом, а также справку из своего сель­исполкома с вклеенной фотокарточкой, подтверждающую, что человек проживает в одной из вышеуказанных деревень, — продолжает Сергей Игоревич. — Необходима также именная квитанция об оплате посещения ландшафтного заказника «Ольманские болота». Стоит она десять базовых величин, то есть 290 рублей, и действительна на протяжении года. Раньше нужно было платить и за пропуск в пограничную полосу, однако теперь он выдается бесплатно. 

Место упрощенного пропуска функционирует в период сбора дикоросов.

В нынешнем сезоне разрешение на посещение Ольманских болот получили около 700 человек. Что интересно — среди них есть дети. Между тем в течение нескольких последних лет родители не стремились оформлять разрешение для юных ягодников: во-первых, им нужно было учиться, во-вторых, документ все же стоит немало, поэтому выгоднее его оформить для взрослого опытного сборщика. 

Бдительность здесь не теряют

Место упрощенного пропуска работает сейчас с 06:00 до 20:00, то есть до темноты. Соседи приходят, как правило, с самого утра, едва рассветет. Предъявляют необходимые документы, оставляют у пограничников именные справки с фотографией от местных властей для контроля и уходят на болото. Практически все прекрасно ориентируются среди однообразных кочек и чахлых деревцев, ведь ягоды здесь собирают с детства. Впрочем, иногда приходилось видеть привязанный к высоко обломанному пеньку яркий полиэтиленовый пакет — своего рода ориентир. 

Никаких ограничений по количеству, весу собранных ягод нет: что собрал, все твое. Единственное требование, выполнение которого контролируют пограничники, — уносить от нас можно только дикорастущие плоды. Спрашиваю, что еще можно взять в лесу, и с удивлением узнаю, что далеко в болоте, на песчаных дюнах, до сих пор стоят деревья с бортями, куда пчелы и сейчас носят мед. К слову, личный осмотр пересекающих границу в местах упрощенного пропуска проводится и при входе, и на выходе. Утром пограничники смотрят, чтобы гости не принесли никаких недозволенных предметов. Под особым запретом спиртные напитки: болото — слишком опасное место даже для людей в трезвом уме. 

Если после восьми вечера чья-то справка остается у пограничников, это автоматически означает: человек не вышел из болота. И что тогда? 

— Оповещаем сопредельную сторону и организуем поиски, — ответ Сергея Аксенова однозначен. — Должен отметить, что люди к нам приходят дисциплинированные, однако в этом сезоне случай опоздания уже был. Двое сборщиков дикоросов задержались на нашей территории, так как у одного из них сломался велосипед. Мы нашли их на пути к заставе, они медленно передвигались с тяжелой ношей. На первый раз предупредили о недопустимости нарушения правил упрощенного пропуска. На второй — можем изъять пропуск в приграничную полосу. 

С одной стороны, разрешение на посещение заказника «Ольманские болота» стоит недешево, с другой — украинцам выгоднее приобрести документ. Ведь незаконное пересечение государственной границы повлечет предупреждение с депортацией либо наложение штрафа в размере от 10 до 100 базовых величин с депортацией или без нее. Это подразумевает выдворение с нашей территории и запрет возвращения на определенное количество времени — до пяти лет. А значит, семейный бюджет лишится значительной суммы. Повторная попытка незаконного проникновения на чужую территорию чревата уголовной ответственностью. В то же время шустрые сборщики дикоросов «отбивают» эту сумму за несколько дней. 

За день опытные сборщики могут наполнить 40-килограммовые мешки. 

— Недавно здесь проходила девушка, которая за день собрала 45 килограммов черники, — рассказывают пограничники. — Чернику в Украине принимали по 70 гривен. Получается, за день она заработала 3150 гривен. Доллар стоит 26 гривен. Вот и считайте… 

Тем не менее в сентябре стражи рубежей с пограничного поста «Мутвица» изловили уже трех нарушителей. Все они оказались несовершеннолетними. На заблудившихся не походили: быстро и целенаправленно собирали клюкву. 

— Двоим еще не было 16 лет, поэтому их отправили домой после воспитательной беседы, — отметил Сергей Аксенов. — Сопредельной стороне передали и юношу постарше. В отношении него прошел административный процесс по статье «Нарушение границы», он получил предупреждение. 

«Молодежь за кордоном»

Уже готов отправиться в дозор снегоболотоход «Шерп». Этот вездеход-амфибия на шинах сверхнизкого давления может преодолеть самые непролазные топи. На заставе он трудится как пчелка: с его помощью пограничные наряды добираются до нужных участков, ищут нарушителей в сильно заболоченных местах, отвозят их на погранпост. Курносая машина может доставить в любую точку Ольманских болот пять-шесть человек с продуктами, необходимым оборудованием, вывезти больного. Сейчас провезет наряд по болоту, чтобы проверить обстановку. 

Снегоболотоход «Шерп» — надежный помощник пограничников.

Сегодня свои документы в месте упрощенного пропуска оставили 117 человек, все они разбрелись по Ольманским просторам в пределах пограничной полосы. Это небольшое количество посетителей, видимо, многих отпугнула погода: то хлестнет ветром, то придавит тяжелыми свинцовыми тучами, а то и вовсе дождем польет. В теплые погожие дни число сборщиков дикоросов из-за кордона приближается к четырем сотням.

Вездеход-амфибия преодолеет любое бездорожье.

Цепочку относительно сухих островков среди болотных просторов можно условно назвать местной центральной дорогой. На ее деревья ориентируются ягодники, здесь они оставляют свои велосипеды, запасную одежду. По пути мы не раз натыкаемся на целые табуны двухколесных лошадок, ожидающих хозяев с тяжелой поклажей. Но вот навстречу выходит человек. К багажнику его велосипеда приторочен пухлый, как поросенок, мешок весом килограммов 30, если не больше. Ба, знакомые все лица! Это же 27-летний Геннадий Ковель из деревни Дроздынь, несостоявшийся учитель физкультуры, с которым мы познакомились здесь в прошлом году. Здороваемся, расспрашиваем о жизни, об урожае клюквы. Геннадий отвечает осторожно, уклончиво, взвешивая каждое слово:

— Нормальный урожай вроде. Я даже не знаю, как вам сказать, только третий день тут. 

— А почему так поздно выбрался? Ваши ведь с 6 сентября ходят… 

— За кордоном был. В Германии. Работал два месяца так, як и тут: собирал лохину. Що цэ такэ? Кущами растет. По-польски буровка, по-русски я не знаю. 

Путем логических заключений — ягода похожа на чернику, растет на высоких кустах — приходим к выводу, что речь идет о голубике. 

Размер заработка в Германии Геннадий не раскрывает, обходясь уклончивым «нормально». Говорит, решил вернуться домой на сезон сбора клюквы. 

— А что, сбор клюквы здесь больше денег дает?

— Да не особо больше, але просто то дома, а то… — делает паузу. — Хоть поговорить есть с кем.

Оказывается, наш старый знакомый собирается жениться и уже сделал предложение своей девушке. Она работает в школе логопедом.

— Таки не отпускает вас школа! — смеемся мы. 

— А у нас выбора работы нет: или школа, или клюква, или Европа, — серьезно отвечает Геннадий. — Молодежь все время за кордоном, приезжает только на сбор клюквы.

Для многих жителей приграничных украинских сел клюква — единственный источник дохода.

Дроздынь — большая деревня, в которой проживает около 3 тысяч жителей. Поэтому я не отступаюсь: может, хоть какая ферма есть? Или хозяйство? Или мясокомбинат? Ну хоть что-нибудь… Геннадий решительным «нет» отметает все эти инсинуации и в свою очередь интересуется, почем в Беларуси принимают клюкву. Наша цена — 4,7 рубля за килограмм — кажется ему выгоднее, чем украинская, от 30 до 40 гривен. Впрочем, сдавать ягоду сейчас он не собирается, будет ждать зимы в надежде, что цены подрастут. 

— Мы у вас несколько лет назад неплохо заработали. Приезжали к болоту заготовители белорусские, цену хорошую давали, — мечтательно вспоминает собеседник. 

Продолжая светскую беседу, он рассказывает, что со следующей недели школы в Ровненской области закрывают на карантин из-за коронавируса. Как тут не вспомнить разрешения, приобретенные для подростков! Заверяет, что в Дроздыни этой неведомой хворью никто не болел, и он тоже. Однако был вынужден, прежде чем отправиться в Германию, отсидеть в Польше 14-дневный карантин.

«Живем хорошо, но трудно»

Распрощавшись, продолжаем путь по болоту. Ближе к границе кочки уже пустые, все обобрали. С каждым днем сборщикам ягод придется забираться все глубже и глубже в болото. Работа у них не из легких. Представьте: часами стоять и брать ягоды, согнувшись в три погибели, в воде, не имея возможности ни присесть, ни прилечь.

Вечереет. К месту упрощенного пропуска подтягивается народ. Катят по дороге свои велосипеды с мешками ягод веселые подруги Галина, Наталья и Анна, жительницы деревни Березовое. 

— Клюква е, цены нема! Принимают по 30 гривен! Цэ один доллар почти. И ее богато стоко, что цену нихто не повысит, — шустрая общительная Галя знает законы рынка. Правда, тут же пытается утешиться: — Еще фирмы нэ беруть… Як начнуть фирмы брать, то цена, можэ, и подымется. 

Фотографироваться дамы не хотят: мол, весь день под дождем мокли, выглядят непрезентабельно. Потом интересуются, кто мы такие. Узнав, что белорусские журналисты, Галина весело толкает Анну в бок: «Фотографируйся, тебя там все равно никто не знает!» 

Они рассказывают, что ходят за черникой, клюквой каждый год. Собирают и грибы, но только для себя, потому что их принимают где-то слишком далеко. Кто замужем, кто нет, но живут сейчас все одиноко: мужчины отправились на заработки. 

— Поживаемо мы добро, слава богу, живы, здоровы! Просто шо трудно! А так хорошо, — смеется Галина. 

Женщины утверждают, что ягода уже хорошо вызрела, самое время брать. А вот сдавать тоже пока не собираются, заложат на хранение:

— Высушим, провеем. Потом выкапываем в погребе яму, застилаем ее пленкой, засыпаем туда клюкву, заливаем водой и сверху закрываем. Так она не замерзнет. В воде может хоть год пролежать, хоть и больше, ничего ей не сделается. Ей главное, чтобы темнота была. 

Сборщицы клюквы очень довольны, что имеют возможность законно, не прячась, ходить на белорусскую сторону. 

Сборщицы дикоросов довольны, что имеют возможность законно собирать ягоды на белорусской территории.

— Колысь боялись, ночами ходили, корчами ховались, — Галина, оказывается, настоящая поэтесса. — В жовтни, то есть в октябре, канаву переходили вбрид, а вона — во! — женщина проводит рукой по бедру, показывая глубину. — Теперь приходимо как люди, заробляемо. Это ж дай бог здоровья вашему Батьке! Сказал нас пускать и в корону ту поганую, и теперь вот, коли так неспокийно в свити… Вы тримайтеся за нього, а то будете, як ми… Ай, що говорити! — она машет рукой и отступает. 

В месте упрощенного пропуска гости из-за границы не задерживаются, предъявляют документы, забирают свою справку и торопятся домой управляться по хозяйству: многие держат поросят, коров. С некоторым подозрением поглядывает на них заступившая на боевое дежурство овчарка Тагай. Кинолог шутит, что за годы службы пес подвергся профессиональной деформации: к людям в гражданской одежде он относится настороженно, а вот к тем, кто в военной форме, — тепло и дружелюбно. 

Овчарка Тагай заступила на боевое дежурство.

nevmer@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter