Ватные диски, газовая горелка и паяльник: как фуд-стилист превращает еду в соблазн

Красиво есть не запретишь

Фотографии еды повсюду. Некоторые даже не начнут обед, не сфотографировав все блюда на столе и не выложив их в свой Instagram. Их фото выглядят не столь аппетитно, как сделанные профессионалами. Как им это удается? Опытный минский фуд-стилист Татьяна Назарук создает гастрономические натюрморты уже одиннадцать лет. Именно она стоит за возбуждающими аппетит снимками еды в ТВ-рекламе, ресторанном меню и на бигбордах. Корреспондент «Р» узнала, кто такие фуд-стилисты и почему еду из рекламы всегда хочется съесть.

Татьяна НАЗАРУК: «Красивые фотографии и видеоролики рекламы еды не рождаются сами по себе. Над ними работает целая команда специалистов».

Мясо под гуталином

— Инстаблогер работает с готовым блюдом, а фуд-стилист формирует блюдо для кадра самостоятельно, — сразу провела границу между двумя направлениями фуд-съемки Татьяна Назарук. — По профессии я повар, почетный член Гильдии поваров и шеф-поваров Беларуси. В фуд-стилистику пришла через собственный кулинарный блог, где каждый пост сопровождала фотографией. С опытом стала понимать, как лучше преподнести продукт, как придать ему нужный эффект в кадре.

Красивые фотографии и видеоролики рекламы еды не рождаются сами по себе. Это результат работы целой команды специалистов. С виду все просто. Повар готовит ингредиенты, фуд-стилист красиво выкладывает их на тарелке, фотограф жмет на кнопку — и мы получаем красивый кадр. Но вы когда-нибудь пытались сфотографировать румяную корочку стейка? А снять дымку над кофе? Лет пять — семь назад для получения аппетитного фото фуд-стилисты напропалую использовали профессиональные лайфхаки. Например, румяную булочку для бургеров смазывали коричневым обувным кремом, кунжут на нее приклеивали, а цвет мясу придавали гуталином. Сегодня поставленные заказчиком задачи можно решить более натуральными методами.

— Чтобы получить ровный срез, десерты разрезаю в подмороженном виде, а муссовые торты и чизкейки — горячим мокрым ножом.  Чтобы фрукты выглядели свежими и аппетитными, смазываю их растительным маслом. Для создания эффекта росы опрыскиваю водой из пульверизатора, — Татьяна Назарук знает, как сделать так, чтобы слюнки текли при виде рекламы. — Что касается мяса, то зачастую оно попадает в кадр полусырым. Так оно лучше сохраняет нужную форму.

Сила искусства

Но некоторые трюки используются до сих пор. В арсенале практически каждого фуд-стилиста есть газовая горелка. Именно она позволяет создать идеальную корочку на мясе.

Помимо опыта и отменного эстетического вкуса, работа фуд-стилиста требует терпения и нестандартного мышления.
— Заказчик хотел видеть на мясе четко выраженные следы гриль-решетки, — Татьяна вспоминает съемки рекламы стейков. — При обычной жарке на гриле они не такие очевидные. Мы хорошенько прошлись по говядине газовой горелкой и получили ту самую румяную корочку. Затем докрасна раскалили паяльником решетку-барбекю и прижгли ею стейк. Немного соевого соуса сверху, и на вид — пальчики оближешь! А на вкус — сплошная горечь. Узнав, что этот аппетитный стейк не жарили на гриле, я взглянула на снимок снова, и аппетит не пропал. Вот это сила искусства!

…Допустим, нужно отснять меню для пиццерии. Блюдо готовит не повар заведения, а фуд-стилист. Раскатывает тесто в нужную форму, в нужном порядке раскладывает начинку, тщательно отбирает каждый кусочек. Ведь чем ближе к идеалу картинка в реальности, тем меньше фотографу придется работать в фотошопе. По той же причине продукты для съемок Татьяна Назарук выбирает сама:

— Съемочный процесс ограничен по времени. Аренда локации, работа специалиста… Если внешний вид ягод не устроит, времени съездить в магазин и купить другие не будет. Поэтому все продукты закупаем в тройном объеме.

А что с мороженым? Раньше его не фотографировали вживую: под софитами тает вмиг. Вместо мороженого использовали гелевую массу. Необходимый цвет ей придавали пищевыми красителями. С тех пор компьютерная графика шагнула далеко вперед. Так что если вы видите в ТВ-рекламе мороженое на фоне льющегося молока, то, скорее всего, это даже не гелевая масса, а нарисованная графическим дизайнером картинка.

Красиво снять макароны сложно. Они слипаются. Фуд-стилисту приходится танцевать с бубном у плиты, ловя момент, когда они дойдут до нужной кондиции. Обычно их даже до состояния al dente недоваривают. Две-три минуты — и на тарелку. В завершение смазывают растительным маслом, чтобы уж точно не слиплись.

С супами тоже нелегко. Наливаем их в тарелку — и все ингредиенты благополучно тонут. Тут-то фуд-стилисту и приходится включать «воображалку». На дно мастер кладет желатин, сверху наливает бульон и распределяет ингредиенты. В списке нелюбимых для съемок продуктов — пельмени. В кадре мясо просвечивает темными пятнами. Поэтому для рекламы пельмени лепят вручную. Внутрь вместо мяса кладут тесто. Листаешь увесистое портфолио Татьяны Назарук, и невольно возникает то самое чувство, когда даже пельмени на фото выглядят лучше, чем ты.

Большой опыт и хорошее портфолио

Съемка напитков — процесс интересный. Вот вам пару секретов. Вместо настоящего льда — искусственный. Эффект запотевшего стакана создается с помощью мелкого пульверизатора. Красиво стекающую по бокалу каплю пускают из пипетки. Пена на пиве — это взбитое венчиком жидкое моющее средство для посуды. Чтобы показать дымящийся кофе, в кружку кладут ватный тампон и нагревают в микроволновке…

Сам съемочный процесс довольно интересный. За несколько дней до съемок фуд-стилисту дают раскадровку и референсы, чтобы он лучше представлял, чего хочет заказчик. Крупные клиенты знают, чего хотят, и расписывают все, вплоть до цвета тарелки. Небольшие бренды часто дают свободу действий, мол, сделайте все красиво. Когда гастрономический натюрморт готов, изображение выводят на монитор. Так легче разглядеть незаметные невооруженному глазу детали. Соус не достаточно ярко смотрится в кадре? Нужен дублер! И под видом соуса заказчика в рекламе снимается соус другого производителя.

Фотографирование еды — крайне кропотливая работа. Несколько часов может уйти лишь на то, чтобы красиво выложить продукты на тарелке. Съемочный процесс может длиться до нескольких дней. Все это время фуд-стилист смотрит в оба, чтобы на тарелке не оказалось ни единой лишней крошки или капли воды. Мельчайшее загрязнение сразу бросается в глаза на снимке.

Помимо опыта и отменного эстетического вкуса, работа фуд-стилиста требует терпения и нестандартного мышления. Тем, кто хочет ее освоить, Татьяна Назарук посоветовала напоследок:

— Лет пять назад фуд-стилистов в нашей стране можно было пересчитать по пальцам. Сегодня специалистов достаточно, чтобы закрыть потребности рынка. Об образовательных курсах для желающих освоить это направление в Беларуси я не слышала. Люди приходят в эту профессию по-разному. Одни самоучки, которые выросли на кулинарных блогах. Другие начинали с помощника фуд-стилиста, перенимая опыт. Большинство же сначала учатся на поваров, а затем переходят в фуд-стилистику. Главное — это большой опыт и хорошее портфолио.

Фото из архива героя материала
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter