Как корреспондент «Знаменки» белорусским народным танцам училась

Краковяк – и никакого фитнеса

Как корреспондент «Знаменки» белорусским народным танцам училась



Два притопа, три прихлопа


С плясками у меня не заладилось с детства. Помню, во втором классе вежливо попросили из танцевального кружка: слишком громко и натуралистично изображала медведя, травмируя психику преподавательницы. И вот спустя почти 20 лет я решила реабилитироваться в собственных глазах. Тем более повод представился: узнала, что два раза в месяц в Молодечно проходят «Вячоркі на Лібава-Роменскай», где всех желающих бесплатно учат белорусским народным танцам – польке, лявонихе, краковяку. «Тут уж точно ничего сложного: два притопа, три прихлопа», – легкомысленно рассудила я и отправилась на занятие.

К половине седьмого в фойе бывшего Дворца культуры железнодорожников собирается народ: стройные, как балерины, студентки местного музыкального колледжа, шумная компания парней в кроссовках и байках, несколько супружеских пар и даже молодая мама с годовалой дочкой. Многие пре­дусмотрительно сменили тяжелые сапоги на кеды и босоножки.

На пороге показались организаторы «вячорак», которые специально приезжают из Минска: трое музыкантов со скрипкой, аккордеоном и тамбурином и двое танцоров – Тимофей Акудович и Александра Духновская. Раньше ребята устраивали танцы в кафе в парке Горького. А с недавних пор решили переключиться на регионы. Первой остановкой выбрали Молодечно: город музыкальный, да и от Минска недалеко.

Прежде чем начать занятие, наставники сменили свитера и джинсы на национальные наряды. Саша надела аутентичную юбку и фартук, который вышила сама. Тимофей подвязал рубаху тканым пояском, на ногах – хромовые сапоги, купленные на барахолке.

– Не тяжело в них отплясывать?

– Наоборот: удобно, мягко, – заверил парень и притопнул каблуком.


Кавалером быть лучше


– Основа белорусских танцев – «трохкрок» – один шаг в сторону, два на месте, – рассказывает Тимофей. – Движения должны быть пружинистыми, нужно ступать на всю ступню, а не на носок – мы же с вами не в балете. Ну-ка, попробуем! А теперь разбиваемся на пары, начнем с матлета.

Об этом танце я услышала впервые, но он оказался несложным для новичка: четыре «трохкрока», четыре шага назад, а затем дама кружится вокруг своей оси, держась за руку кавалера. Только парней на всех не хватило, поэтому стала в пару с мамой. Она пришла меня поддержать. Долго, правда, спорили, кому быть дамой. В итоге я уступила: у мамы железный аргумент – юбка. Но этому позже я очень обрадовалась: дама слишком много кружится.

– Чтобы танцевать, вестибулярный аппарат должен быть как у космонавта! – заметила напарница во время секундной передышки.

А музыканты постепенно прибавляли темп, и если поначалу мы плыли по кругу, как лебедушки, то под конец неслись по залу в диком галопе. Уже после первого захода оказалось немало выбывших.

– Наташа, пойдем посидим на лавочке! – уговаривала подругу одна из дам, «обмахиваясь» сумкой.

Я же просто размотала шарф, закатала свитер до локтей и мысленно позавидовала тем, кто в кедах.


Angry Birds отдыхает


Следующий на повестке дня – краковяк. В нем элементов побольше: «книжечка», «походочка», кружение дамы на месте (как же без него!) и полечка. Десять минут судорожно путались в собственных руках и ногах, прежде чем что-то получилось.

Я-то думала: краковяк – это медленный и степенный танец, во время которого танцоры важно перебирают ногами и кланяются друг другу. Но ожидания не оправдались: танец очень быстрый, динамичный, и уже после первого круга я дышала, как загнанная лошадь.

– Это ж какими выносливыми были наши прадеды! – заметила девушка Аня, с которой случайно оказалась в паре во время одного из танцев. – А ведь они шли на «вячоркі» не после спокойного дня в офисе, а после тяжелой физической работы, ведь у белорусов – не косьба, так жниво, не посадки, так «бульбакапанне».

С краковяком разобрались. Теперь могилевский танец базар, по мелодии отдаленно напоминающий казацкую песню «Ойся ты ойся». Потом – полька-бабочка, а за ней старинная игра «Таўкачыкі» – двигаясь, танцоры должны находиться по диагонали друг к другу. Это вам не в Angry Birds на планшете играть.

Когда дело дошло до «Яблочка», я сдалась. Если бы не остановилась, не осталось бы сил дойти до дома.

– А что вы думали?! – сочувственно посмотрела на меня барышня, для которой это занятие уже не первое. – Наши танцы – получше тренажерного зала. Потанцуешь – и никакого фитнеса не нужно. Зато радости сколько!

Где узнать про следующую встречу? vk.com/viachorki_m


Чем еще занимались на «вячорках»?


Сезон «вячорак», ставших прототипом современных вечеринок, начинался в ноябре, когда завершались полевые работы. Молодежь снимала дом, а если не получалось – баню или отдельную комнату. С хозяйкой рассчитывались продуктами: картофелем, крупами, иногда – дровами. Первыми на «вячоркі» приходили барышни и брались за работу: кто прял, кто сучил нитки, кто садился за ткацкий станок. Эти долгие осенние вечера были единственной возможностью подготовить приданое, ведь весной девушки снова выходили в поле. Когда являлись парни, начинались танцы и игры. Если кавалеры не спешили, девушки прибегали к магическим ритуалам: кричали в трубу, разметали от порога сор, который ухажеры оставили накануне. Кстати, именно на таких вечеринках молодые люди присматривали невест. И часто бывало так, что пара, которая по осени вместе танцевала краковяк, летом справляла свадьбу.

Автор публикации: Виктория КРУПЕНЬКОВА, «ЗН»

Фото: Алексей ПЛОТКО, kraj.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter