Преступная казна, угоны автомобилей и суровый приговор

Крах уголовного авторитета

В один из летних дней 1996-го из Речицы в Гомель выехала небольшая колонна иномарок. Возглавлял эскорт BMW, в котором находился 25-летний Юрий Барченко (имена и фамилии изменены). Личность, как говорят в подобных случаях, широко известная в узких кругах. В данном случае — в кругах преступных.

Коллаж Ольги Александровой

Сходка в парке

К тому времени Юрий имел за плечами судимость и шестилетний срок, большая часть которого прошла в тюремной камере. Для применения такой меры воздействия имелись веские основания. С первых дней Барченко занял позицию отрицалы. На блатном жаргоне так называют злостных нарушителей режима, намеренно провоцирующих конфликты с администрацией исправительного учреждения.

Благодаря этому лихой молодец сыскал авторитет среди тех, кто живет по понятиям — неписаным законам преступного мира.

Особенно проникся симпатией к нему один из рецидивистов. Так называемый вор в законе в периоды между отсидками обитал в Гомеле. На встречу к нему и ехал Барченко в сопровождении соратников из состава речицкой братвы.

На сходке, состоявшейся в городском парке, слово взял гомельский авторитет:

— У вас там в Речице творится беспредел. Пора с этим завязывать. Назначаю Юру смотрящим. Если вдруг какие проблемы — как он скажет, так и будет. Ну и в общак долю засылаете — это святое.

Речь шла о разборках между криминальными группировками, которые в тот период хозяйничали в Речице. Полностью ликвидировать их милиции удалось лишь к середине нулевых.

Кандидатура Барченко возражений не вызывала. Отныне ему надлежало заведовать общей кассой, а также расставлять точки в конфликтах на «подведомственной» территории.

Охота на «Ауди»

Сложно сказать, чем занимался Барченко целый год со дня освобождения. Вряд ли чем-то законным и полезным для общества. Зато благодаря материалам следующего уголовного дела достоверно известно, что он делал 9 февраля 2002 года.

В тот день один из жителей райцентра поставил «Ауди 80» возле дома. А потом глянул в окно и обомлел — машина исчезла.

Чуть позже Барченко объявился в деревне Милоград Речицкого района. Приехал туда, как легко догадаться, на «Ауди 80». Ее он оставил в гараже у приятеля, также тесно связанного с криминалом.

Через пару дней история повторилась. Юрий приехал уже на другой

«Ауди 80» и снова попросил выделить ей пристанище. Нет смысла уточнять, что и эта машина была угнанной.

Впрочем, автовладельцам повезло. Приятель, которому принадлежал гараж, фигурировал в другой милицейской разработке. Его подозревали в вымогательстве.

В рамках этого дела оперативники проводили обыск и, естественно, заинтересовались происхождением двух иномарок.

В итоге машины вернули хозяевам почти в целости, не считая сломанных дверных замков и пропажи некоторых вещей. Кстати, за сутки до этого одному из владельцев поступило предложение выкупить собственный автомобиль. После этого Юрий Барченко был объявлен в розыск. Но даже это не заставило его отойти от дел.

Возвратный механизм

Житель Речицы Сергей Громов успел поездить на своей «Ауди» меньше двух месяцев. Затем машину угнали.

Узнав про это, одна из знакомых решила помочь. Она слышала, что брат ее коллеги  — уголовный авторитет, сведущий в подобных делах. Им оказался Юрий Барченко. Выслушав просьбу, он записал координаты Громова.

Телефон в квартире последнего зазвонил спустя несколько недель. Незнакомый мужской голос рекомендовал найти две тысячи долларов, если Сергей все еще хочет вернуть транспорт. В последующем звонили еще много раз, а затем в почтовый ящик подложили конверт без адреса и штемпеля. Внутри лежала инструкция с указаниями о передаче денег.

Исполнив их, Громов вернулся домой и начал расхаживать по комнате, переводя взгляд с телефона на часы и обратно. В голову лезли нехорошие мысли, что машину он больше не увидит, несмотря на то что, как и было велено, отнес выкуп в условленное место. Через час ему позвонили и сообщили местонахождение «Ауди».

Неизвестно, имел ли Барченко прямое отношение этому к угону. Однако он точно знал, в чьих руках находится авто, и даже обсуждал с сообщником, возвращать ли его хозяину.

В общем, по всем признакам при его участии состоялся так называемый уголовный возврат, которым в свое время активно промышляли участники ОПГ.

Срок с продолжением

Успел отметиться Барченко и в Гродненской области. В Сморгони обитали его знакомые — братья с криминальным прошлым. Хотя к моменту описываемых событий оба вели законопослушный образ жизни. Старший работал музыкальным руководителем, младший — в частной фирме. Объединив усилия, троица похитила «Ауди 100», владелец которой еще даже не успел полностью рассчитаться с продавцом авто.

Преступники выдвинулись на Гомельщину. В первой машине находились братья. В случае опасности они должны были предупредить Барченко, ехавшего следом на иномарке с замененными номерами. В районе Вилейского водохранилища нарвались на экипаж ГАИ.

Во время погони Юрий сумел оторваться. Но о продолжении поездки на засвеченной машине не могло быть и речи. Иномарку пришлось бросить в Молодечно.

После череды провалов на поприще краж автомобилей Барченко сменил профиль и вместе с двоими сообщ­никами обчистил квартиру. Не успев сбыть добычу, воры были задержаны.

Доказанные следствием преступления потянули на 9 лет лишения свободы. Но еще до истечения срока Юрий в очередной раз предстал перед судом в качестве одного из фигурантов громкого дела, по которому проходили 32 человека — члены преступного сообщества, державшего в страхе всю Речицу. Однако это уже совсем другая история.

Очень темные дела

Барченко стал смотрящим за Речицей. В общак платили как обложенные данью предприниматели, так и члены преступной группировки, делясь доходами от своих темных дел. Часть денег направлялась вышестоящим авторитетам, что-то — на оказание «гуманитарной помощи» товарищам, находящимся в колониях. Так продолжалось почти год.

Арест стал полной неожиданностью как для Юрия, так и для его коллег по опасному бизнесу. Между тем милиция давно интересовалась смотрящим, и когда оперативная разработка была завершена, на свет появилось уголовное дело. Перечень доказательств пополнили те самые ведомости, а также изъятые в доме Юрия боеприпасы. Он, как мог, открещивался от своего титула. Утверждал, что записывал суммы, которые одалживал для себя, а посылки в колонии слал исключительно по зову сердца.

После затяжного процесса с прохождением уголовного дела через несколько инстанций Барченко получил срок. Правда, небольшой.

В феврале 2001-го Юрий вновь оказался на воле. Однако его похождения по ту сторону закона на этом отнюдь не закончились.

prolesk@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter