VR-костюм от белорусских разработчиков завоевал «айтишный Оскар»

Костюм для виртуального выхода

В январе белорусские разработчики из компании VRTek стали настоящими ньюсмейкерами. Во время выставки потребительской электроники CES 2020 в американском Лас-Вегасе их костюм-платформа TESLASUIT завоевал престижную награду DreamlandXR Awards за лучший носимый аксессуар для расширенной реальности. Как только победители вернулись в Минск, корреспонденты «СБ. Беларусь сегодня» примерили необычный костюм и на собственном опыте убедились: виртуальности вполне под силу сделать более комфортной и безопасной нашу реальную жизнь.


Каждому по параметрам

…Почти полтора килограмма. Столько весит наряд, который нужно надеть, прежде чем погрузиться в виртуальную реальность. Вернее, сначала надо подписать бумаги, где подтверждаешь, что не страдаешь хроническими заболеваниями. Тут-то мое горячее желание примерить костюм дает трещину: а вдруг, как в фантастических фильмах, ударит током? Разработчики успокаивают: это абсолютно безопасная технология, которая уже более 50 лет используется в реабилитации и спорте. Безболезненная и очень эффективная. Эх, была не была, убедили! 

Внешне брюки и куртка чем-то напоминают костюм дайвера, но на деле все куда сложнее. Перед нами совокупность четырех видов тканей и трех систем. Первая — передача тактильных ощущений через сенсоры, спрятанные внутри костюма. Для этого задействованы технологии электрической мышечной стимуляции и чрес­кожной стимуляции нервов. Вторая система — захват движения, за который отвечают 10 сенсоров, расположенных вдоль всего тела. С их помощью на экране должен появиться мой цифровой двойник. Третья же система завязана на сборе биометрических данных, что позволяет получить сведения по электрокардиограмме и о психоэмоциональном состоянии. 

Менеджер по развитию бизнеса компании Кирилл Шаршаков подключает к моему костюму Power Bank, объясняя, что наряд полностью беспроводной, хотя разработки другого поколения еще несколько лет назад питались от провода, подключенного к компьютеру:

 — Сейчас нам предстоит откалибровать костюм согласно вашей личной чувствительности. Ее мы адаптируем под каждого человека, как и размерный ряд. Чем лучше настройки — тем качественнее проходит тренинг. Эта процедура занимает всего минут пять. 

Итак, Кирилл настраивает воздействующие на руки, ноги, спину и пресс импульсы — от минимальных (по ощущениям — как мягкое прикосновение) до более ощутимых (серьезный массаж). Причем если повысить последние значения, то можно даже управлять движениями того, кто в костюме. Как вариант, возможно оградить человека от каких-то действий, «отключив» ему руки или ноги. Любопытно, что чувствительность, как показали исследования, может меняться в зависимости от настроения, наличия завтрака и многих других факторов. Даже если по дороге на тренинг вы вдруг влюбились! А еще влияет место проживания: куда менее чувствительными оказались представители Северной Европы, организм которых привычен к холодам. 


Спасти нефтяную платформу

— Средняя тренировка в VR занимает 15 — 40 минут. Такой полноценный тренинг может сэкономить 2 — 3 недели обычных тренировок, — говорит Кирилл Шаршаков. — Поэтому наш главный акцент — использование костюма в промышленных тренингах и симуляциях. В виртуальной реальности мало просто посмотреть, важно пережить ощущения. Очень много работ могут привести к получению травм и увечий на производстве, особенно рискуют люди, которые впервые попадают в экстремальные ситуации. И благодаря таким тренингам мы можем понять даже на начальном этапе, что человек не подходит для определенной работы. Работаем с газовой и горно-химической промышленностью, а также с автомобилестроением, аэрокосмической отраслью и госслужбами, например с пожарными. 

А мне предстоит предотвратить катастрофу на… нефтяной платформе. В очках виртуальной реальности я оказываюсь на месте ЧП. Слева — компьютеры и пульты, справа — какие-то ящики и сейфы. Все слишком реалистично, еще и за окном кабинета потрясающий горный пейзаж, но любоваться им некогда, нужно спасать ситуацию. Тут-то и срабатывает первый эффект от костюма — чувствуешь, как на тебя падают брызги от нефтяного фонтана. Чтобы перемещаться по платформе, в руках у меня два контроллера: выбираешь нужную точку, нажимаешь на кнопку — и ты уже там. Такую бы штуку да в реальность!

— Выбегайте на улицу! Вы же инженер, скорее! — подбадривает меня Кирилл. 

Впрочем, инженер из меня так себе: пока добираюсь до вентиля, тут уже непоправимая катастрофа. Спасибо, что эффекта от взрывной волны мне прочувствовать не довелось, хотя функция такая есть. 

— Прошла всего минута, — улыбается Кирилл, когда я снимаю VR-очки. 

Да уж, а мне-то показалось, что вся жизнь перед глазами промелькнула… 

ЧТО ДАЛЬШЕ?

Сейчас авторы проекта работают с корпоративными клиентами, но в планах — сделать умный костюм доступным для потребителей. Правда, одного его тут мало — нужен контент, специально воссозданные цифровые объекты в виртуальной реальности. Собственно, поэтому здесь и работают над всеми циклами производства — от текстиля до научных исследований (в команде шесть человек с медицинским образованием, причем трое — доктора наук). 

Где пригодится такой наряд дома? Самое простое — для фитнеса и контроля здоровья. Куда приятнее бегать не просто по залу, а где-нибудь на берегу океана. Работают в компании и над выделением отдельных продуктовых линеек по медицине и спорту. Уже есть успешные примеры спортивной интеграции в России в боксе, в Европе в регби, а сейчас идут переговоры, чтобы использовать TESLASUIT в тренинговой программе по американскому футболу. Кроме того, тестируют программное и аппаратное решение и с мировыми экспертами, чтобы изучить возможности реабилитации человеческого тела. 

ЧУДО-ПЕРЧАТКА

В январе на CES 2020 компания анонсировала новый продукт — перчатку TESLASUIT Glove, которая позволит пользователям чувствовать вес и текстуру предметов. Тестировать ее планируют уже во втором полугодии. Главный разработчик и основатель TESLASUIT Сергей Хурс говорит, что было несколько причин для появления необычной перчатки:


— Во-первых, в сфере XR-обучения остро стоит вопрос использования рук. Появление перчатки может решить проблему подготовки специалистов, которые работают, например, с клапанами. Во-вторых, на рынке есть спрос на инновационные и эффективные решения для обучения. Мы хотели создать что-то действительно прогрессивное, позволяющее сделать огромный шаг вперед в мире виртуальной реальности. И в-третьих, поскольку мы рассматриваем наш продукт как универсальный интерфейс между человеческим телом и виртуальным миром, решили дополнить комплект еще одним элементом, чтобы погружение в виртуальную реальность стало более реалистичным. Это значит, что наши пользователи действительно почувствуют реальность виртуального мира.

pasiyak@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter