Программа по развитию овцеводства в Беларуси до конца не выполнена

Кошмарное дело

ОВЕЧЬЮ шерсть приходится закупать за границей, валенки нам предлагают китайского производства, а хорошая баранина на прилавках магазинов – дефицит. Да и цены на мясо — за сто тысяч за килограмм — не каждому по карману. Увы, такова оценка потребителя белорусской овцеводческой отрасли. А ведь в лучшие годы отечественные овцеводы производили до девяти тысяч тонн мяса и свыше тысячи тонн шерсти. От доходной и востребованной сферы АПК чуть не остались «рожки да ножки». Чтобы реанимировать отрасль, по поручению Президента принята трехгодичная программа развития отечественного овцеводства. К сожалению, некоторые исполнители, те, кому программа была поручена, пустили ее на холостых оборотах, что, естественно, сказалось на конечных результатах. Весьма и весьма скромных.

На овцеводческой ферме СПК «Жеребковичи» Ляховичского района.

Сможем ли мы удовлетворить покупательский спрос на продукцию овцеводства?

Почему так неэффективно используются выделенные под программу деньги?

В какие сроки и за счет каких перемен возможно насытить рынок и снять острую проблему?

Ответы на эти и другие вопросы — в серии материалов «СГ».

У семи нянек овца без шерсти


ЕЩЕ в середине прошлого века почти в каждой сельской семье была своя маленькая отара, которая кормила и одевала. И немудрено, по энергии роста ягнята в два, а то и более раз превосходят молодняк крупного рогатого скота. Необычная скороспелость овец плюс их высокая плодовитость обеспечивают быстрый оборот вложенных средств. 

Безусловно, это выгодно, но отрасль так и не может набрать обороты. Сейчас численность поголовья немногим более 84 тысяч голов вместо запланированных по программе к 2016 году 100 тысяч.

Как считают ученые, наиболее пригодны для выращивания овец — Брестская, Минская, Гродненская и часть районов Гомельской области, не задетых чернобыльским крылом. В каждом регионе определены базовые организации — ОАО «Восток» Гомельского района, сельхозпредприятия «Хвиневичи» Свислочского, «Черневский» Дрибинского районов. Основой для развития овцеводства на Минщине должен стать крупный комплекс возле деревни Михалковичи Логойского района на 10 тысяч голов. Проект реализует иранский инвестор. Да и на Витебщине овцеводство имеет неплохие перспективы. Дело в том, что единственное предприятие в Беларуси, где сохраняют генофонд ценной романовской породы, — РУП «Витебское племпредприятие». Именно здесь базируется оставшееся племенное стадо. Романовская грубошерстная оказалась весьма приспособленной для местных климатических условий. 

А самая крупная отара в нашей стране — в СПК «Жеребковичи» Ляховичского района, который, кстати, входит в число 60 базовых сельскохозяйственных предприятий республики. Сейчас здесь 4620 голов, а в целом выручка от овцеводства за 2015 год — более трех миллиардов рублей. Большим энтузиастом хлопотного, но в перспективе весьма прибыльного дела был недавно ушедший из жизни руководитель сельхозпредприятия Виталий Бусько.


Но, сравнивая сегодня затраты и доходы, местные овцеводы замечают, что прежние проблемы пока решить не удалось.

— До сих пор диспаритет цен договорных и никем не регулируемых между поставщиками продукции и переработчиками, — приводит конкретные цифры исполняющий обязанности председателя СПК «Жеребковичи» Леонид Варвашевич. — Себестоимость килограмма деликатесного мяса у нас — 65 тысяч рублей, перерабатывающие предприятия принимают его по 26 тысяч и не более. Где же логика, откуда взять прибыль, чтобы поддержать овцеводческую отрасль? В прошлом году закупили более 1200 племенных овец породы прекос и мериноланд. Каждая стоит свыше 600 евро, еще и ветеринарный паспорт 300 тысяч за голову. Пока животные подрастут, уходим в минус. 

Словом, особого ажиотажа не наблюдается, сельхозкооперативы не торопятся покупать племенных овец. Видимо, и без того обязательных показателей хватает. Да и вырастить овечку не каждый сумеет, даже когда есть желание.

Проблемы в отрасли скапливаются, как жир в овечьем молоке, таково мнение заведующего лабораторией НПЦ НАН Беларуси по животноводству кандидата сельхознаук Юрия Германа. Несоблюдение технологий, несвоевременное формирование групп животных, их дальнейшее движение согласно технологическому циклу; скученность поголовья из-за нехватки помещений; несвоевременное проведение ветеринарно-санитарных обработок; несбалансированное кормление. Можно продолжить этот грустный перечень. К сожалению, материально-техническая база овцеводства у нас формируется по остаточному принципу. Не вдаваясь в экономические выкладки, многие руководители различного уровня считают производство такой продукции высокозатратным в сравнении с другими сферами АПК.

Еще один клубок вопросов —  финансы. А как же без них… Только на закупку племенного молодняка за рубежом предполагалось выделить 152 миллиарда рублей. Вот только взять эти деньги в полном объеме не получилось. Средства выделялись в рамках программы по племенному делу в животноводстве. Но здесь и по другим направлениям забот хватает.

— То, что изложено в документе, это, так сказать, идеальный вариант, — комментирует ситуацию исполняющий обязанности гендиректора ГО «Белплемживобъединение» Геннадий Гунев. Он возглавлял рабочую группу Минсельхозпрода по реализации республиканской программы развития овцеводства. — Главное — заложена основа племенной базы для обеспечения хозяйств ремонтным поголовьем. Завезено около 1800 голов овец из Австрии, Голландии, Франции, Литвы. К тому же кристально чистых. Это строгое требование ветеринарных служб республики. А вот со строительством и реконструкцией планируемых 230 кошар не справились. То же касается и племенных репродукторов в областях. На эти цели требовались кредитные ресурсы более 900 миллиардов рублей. Сумма огромная, а бюджет не резиновый. Многие хозяйства не в состоянии погасить еще прежние долги, и их можно понять. Тем не менее работа продолжится, подпрограмма по овцеводству заложена в Государственной программе развития аграрного бизнеса в Беларуси на 2016—2020 годы.

Короче, гладко было на бумаге. А вообще, есть ли смысл возводить новые просторные помещения, которые обойдутся очень недешево? Может, лучше поддержать бизнес-проекты фермерских и личных подсобных хозяйств? Именно так поступили в соседней Латвии, где при поддержке государства овцеводство получило второе рождение. Частник ведь не требует обилия благ и более гибок. 

Но вернемся к нашим баранам, ведь, кроме строительства, есть и другие не менее важные вопросы. С ростом белорусской отары, возрастает и потребность в пастбищах. За последние десятилетия лучшие земли распаханы под зерновые и кормовые культуры. А для овцы необходимы культурные выгулы. Мы не можем соревноваться с Украиной и югом России: там климат и плодородие другие, а чтобы произвести килограмм шерсти, нужно потратить около 100 килограммов корма. К тому же в нашей стране, где пастбищный период ограничивается 170—180 днями, не всякая особь чувствует себя комфортно, от чего напрямую зависит ее продуктивность. Заморские овцы зачастую трудно приспосабливаются, болеют.

ПОЭТОМУ в будущем ставка на мясо-шерстные породы. Над этим сейчас работают в НПЦ по животноводству. Но вывести нужную породу, адаптированную к нашим условиям и дающую нужное сырье, за пару-тройку лет практически невозможно. Для этого потребуется не менее десятилетия. Так что расчет пока на заморских ярок.

Но все же, как мне кажется, отрасли не хватает ясных и четких перспектив.

Ученые и практики работают каждый по своему направлению: разведение, племенное дело, кормление, содержание животных, ветеринарное обеспечение. А целостной картины развития как не было, так и нет.

shevko@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter