Почему не стоит терять голову во время распродаж

Кошельки нараспашку

Дисконтные карты, красные ценники, акции “две по цене одной” — все это уже давно превратилось из аттракциона невиданной щедрости в рутину. Не так просто припомнить товар или услугу, которые сегодня невозможно получить без бонуса или скидки. В преддверии “черной пятницы” корреспондент “НГ” провела эксперимент, чтобы выяснить, где искать скидки и все ли заманчивые предложения выгодны?
Фото Сергея Лозюка

Карты веером

У меня есть дурная привычка: никогда не отказываюсь от дисконтных карт. Но с собой ношу только самые часто используемые. Не раз оказывалась в ситуации, когда, вместо того чтобы получить дисконт, расплачивалась по полной, потому что пластик остался дома. Так что первый пункт подготовки к эксперименту — собрать все бонусные, накопительные, скидочные карты. На это было потрачено субботнее утро, зато получилась настоящая колода — 36 штук! Складываю их в отдельный кошелек и кладу в сумку. Теперь своей выгоды я не упущу.

Возвращаясь домой после прогулки, вспомнила, что нужно купить средство для мытья посуды. Забегаю в магазин и, вместо того чтобы по привычке схватить первую попавшуюся бутылку, начинаю внимательно вглядываться в цены — нет ли акционного товара? Мне не повезло. 

На кассе вышла заминка — товар не хотел пробиваться. Пока сотрудницы магазина разбирались с проблемой, за мной выстроилась очередь. Наконец аппарат издал привычный звук. Кассир говорит:

— С вас 3 рубля 36 копеек. Есть дисконтная карта?

Вспоминаю, что получаю от магазина рассылку, значит, и карта есть. Пока роюсь в сумке, слушаю раздраженные вздохи стоящего за мной мужчины. Как назло, кошелек с карточками никак не находится. Если бы не эксперимент, я плюнула бы на все это дело, как не раз бывало. Наконец с победным видом выуживаю карты. Но до финала далеко — нужно найти подходящую из 36 штук. К процессу активно подключается кассир. Судя по смиренному выражению лица мужика в очереди, он принял меня за сумасшедшую и решил расслабиться. Наконец нужная карта найдена. Продавщица подносит ее к считывающему устройству:

— С вас 3 рубля 35 копеек.

Пока вытягиваю из обычного кошелька банковский пластик, до меня доходит:

— Скидка — 1 копейка?

— Получается, так, — кассир еле сдерживает смех.

Как говорится, копейка рубль бережет. Буквально.



Деньгам дали обратный отсчет 

Отправляюсь на шопинг в торговый центр. Задача — найти демисезонные ботинки. Некоторые магазины уже объявили о старте распродаж, правда, на весьма ограниченный ассортимент, да и размер дисконта воображение не поражает. После нескольких часов поисков и изнурительных примерок останавливаюсь на симпатичной кожаной паре. Цена — 196 рублей. Дороговато.

Обращаю внимание на бренд — известная немецкая фирма, можно попытать счастья в интернет-магазинах. Нахожу модель на двух крупных сервисах. В одном случае цена 231 рубль. Бонусов и акций конкретно на эту модель нет, зато сайт предлагает повысить скидку по программе лояльности на 10% (на товары от 225 рублей). Даже для тех, кто пришел на сайт впервые! Итого — 207,9 рубля. 

На другом сайте я постоянный покупатель, моя скидка — 15%. Нужная пара здесь стоит 221 рубль плюс действует скидка по промокоду 10%. Итого — 169 рублей. Недешево, но уже лучше. Почти готова была оформить заказ, но не оказалось нужного размера. 

Вечером встречаюсь с давним другом. Узнав о моих приключениях, он выносит вердикт:

— Считай, тебе повезло, что нужного размера не оказалось. Кто вообще закупается в преддверии распродаж? Через пару недель обычный магазин даст скидку 20—30%. В интернете скинут еще больше. Возьмешь ты свои ботинки максимум рублей за 150, если не меньше. 

Олег делится собственным опытом — после года жизни в США он взял за правило крупные и не сильно горящие покупки делать строго в период распродаж. У нас это не только “черные пятницы” или “межсезонки”: хорошие скидки магазины делают к праздникам — к 23 февраля, 8 Марта:

— Если мне что-то понадобилось, я захожу в интернет-магазин, подбираю подходящий товар и кладу его в корзину. Всегда помечаю несколько вариантов, периодически обновляю — это на случай, если разберут. Одежду могу сразу заказать на примерку, чтобы точно знать, что мне подойдет. В результате, когда стартуют распродажи, не трачу время на поиски, а сразу оформляю заказ, если цена устраивает. В офлайн-магазинах не так удобно: перед распродажей могут поменять выкладку товара. Если покупка не горит, могу подождать финальной стадии — ближе к концу дисконт больше. Такая стратегия, кстати, помогает избавиться от лишних покупок. Например, так было с электрочайником: за пару месяцев понял, что мне и без него прекрасно.

Собеседник делится наблюдением — в онлайн-торговле особенно внимательно смотреть нужно не на размер скидки, а на цену товара:

— Помню историю с брендовой сумкой. Я даже покупать ее не хотел, но было интересно наблюдать за изменениями в цене. Сначала она стоила 276 рублей безо всяких скидок. Потом 305 и скидка 10%. В какой-то самый обычный понедельник, который на сайте объявили киберпонедельником, цена выросла до 400 с копейками рублей, зато скидка — 35%! Наблюдал пару месяцев. Конечная цена менялась на 2—10 рублей, зато размер скидки — в разы. А еще мне смешно, когда пишут “осталось 2 единицы товара”. Это ни о чем не говорит, нужно исходить из ситуации: в одном случае эти две единицы могут долго лежать на складе, в другом и 10 штук ходового товара по приятной цене разберут менее чем за час.
Рисунок Олега Попова

Хватательный рефлекс

С покупкой продуктов питания стратегия Олега не сработает, так что тут любая скидка придется кстати. Так я думала, составляя список покупок для похода в гипермаркет. Сразу на входе в торговый зал меня встречают паллеты с акционным товаром. Конфеты, печенье, чай, детское питание, консервы, масло — ничего из этого у меня в списке нет. Обращаю внимание на стенд с чипсами. Я их не ем, но меня всегда удивляло, как часто на них делают акции. Пока размышляю о чипсах, замечаю рядом брендированный стенд с пивом. Неужто и на него акция? Нет, просто красивая выкладка. Почему здесь? Судя по всему, расчет сделан на любителей чипсов.

Хотела бы написать, что раз уж ничего из списка на паллетах не встретилось, я стойко прошла мимо. Но это не так: в корзину отправились пудинг с фисташками и карамелью. По 2,26 рубля вместо 4, годен еще несколько месяцев. На акции были и обожаемые мною оливки — всегда пригодятся. По 2,09 рубля.

Признаюсь, если бы не эксперимент, не обратила бы на это внимания. Опасно ходить в магазин в день зарплаты. Но в этот раз, проходя через отдел молочки, пристально вглядываюсь в цены на йогурты и пудинги. Найти дороже 2 рублей не так-то просто. Зачем я схватила сразу две штуки, да еще дороже? Интересно, конечно, узнать, что же такое может быть в пудинге, чтобы он стоил изначально целых 4 рубля, но что-то мне подсказывает: это лишь происки маркетологов. Решительно выкладываю яркие баночки.

Теперь уже целенаправленно направляюсь в отдел с оливками. Выбор огромный, есть вариант и дешевле того, что я схватила на акционной паллете. Беру ту банку, что дешевле. В душе ликую: меня, мол, вашими красными ценниками не проведешь. Лишь возле кассы решила свериться со списком продуктов. Осознала: оливки-то я вообще не планировала покупать.

На кассе протягиваю дисконтную карту. Здесь действует накопительная система: оказалось, у меня набралось 2,41 рубля. Считай, хлеб и молоко задаром — выгодно. И все же мелькнула мысль: жаль, что пудинг выложила, кошелек не пострадал бы...
ЗАКОН НЕ ДЕЛАЕТ СКИДОК

Когда и как проводить распродажу? — каждое предприятие у нас вправе решать само. Но рекламировать подобные предложения нужно строго в соответствии с законом. И делать это честно.

К примеру, раньше была популярна уловка: написать большими буквами “Скидки до 50%”, а внизу мелким шрифтом добавить — на вторую покупку. В законе есть четкие правила: шрифт сноски может быть максимум в два раза меньше шрифта уточняемой информации и выполнена такая надпись должна быть четкими буквами. Кроме того, в рекламе требуется указывать и нижний предел предоставляемых скидок, если таковой имеется, то есть от и до. 

Пресекаются и попытки ввести потребителя в заблуждение, указывая скидку от торговой надбавки: это должно быть указано в рекламе. Более того, нужно прописать и размер этой самой надбавки, причем шрифтом того же размера, что использовался и для написания размера скидки, рассказывает начальник управления торговли и услуг Мингорисполкома Нина Емельянова:

— В этом году выявлено 9 нарушений законодательства о рекламе по вопросам предоставления в рекламе недостоверных сведений о скидках либо рекламируемых условиях оплаты товара. Как правило, отказ в предоставлении заявленной скидки обусловлен со стороны продавца окончанием периода проведения рекламной акции, отсутствием товара на складе, окончанием заявленной бонусной, накопительной программ, изменением правил предоставления скидок продавцом.

Такие нарушения выявляются в первую очередь по информации граждан, а также в результате проведения мониторинга рекламы. От общего числа жалоб, поступающих в управление из-за ненадлежащей рекламы, на те, что касаются цены либо заявленного размера скидок, сейчас приходится 10% (в прошлом году было 15%). Нина Емельянова говорит:

— За нарушение требований законодательства о рекламе предусмотрен штраф в размере до 50 базовых величин. Такие дела рассматриваются в суде. Если потребитель обнаружил нечестную скидку, он может зафиксировать имеющееся замечание в книгу замечаний и предложений, потребовать пояснений и затем, в случае неясностей, направлять сведения в вышестоящий контролирующий орган. 
Промокод в мешке

Скидки — это тоже бизнес. Есть сервисы, где можно найти выгодные предложения на определенную услугу. Открываю один из таких сайтов — здесь, помимо обзора дисконтов, купив промокод за 1,5 рубля, можно воспользоваться спецпредложениями.

Вечером будут гости, накрыть стол не успею — неплохо бы узнать, где можно заказать еду со скидкой. Больше всего предложений на доставку пиццы и суши. К примеру, пиццу весом от 700 граммов до килограмма можно заказать за полцены — по 7—13 рублей. Но есть нюансы. Во-первых, нужно учесть, что бесплатная доставка возможна только при сумме заказа от 14,5 рубля. Во-вторых, отзывы не радуют: блюдо суховато, начинки мало. 

Смотрю на суши — в одном из кафе обещают скидку до 70%. В целом предложение действительно выгодное: например, сет весом 1 килограмм можно купить за 24,3 рубля. Мой взгляд случайно падает на начальную цену — 81 рубль. Я в шоке: таких расценок нигде нет! Убеждаюсь, что не отстала от жизни — захожу на сайты нескольких проверенных доставок. Самые дорогие наборы стоят до 55 рублей. Ради интереса заглядываю и на страницу щедрого заведения. Здесь все пестрит акциями и промокод не нужен, — скидки до 50%. В результате средняя цена — 25—45 рублей. Как и у многих других.

— Закупись в кулинарии, — подсказывает будущая гостья, с которой я решила посоветоваться по выбору блюд. — У тебя под домом магазин, где на продукцию собственного изготовления после 18 часов действует хорошая скидка.

Идею отвергаю — хочется-то свежим угощать. Но подруга знает, о чем говорит:

— Дорогая, я два года проработала в магазине. Уж поверь, на следующее утро на прилавке будет половина того же товара, что и вечером, но на 20% дороже. 

Я все же выбрала доставку: нашла пироги со скидкой. В зависимости от начинки скидывают от 15 до 50%. И цены честные. Вышло вкусно и недорого.

К слову, сайт со скидками беру на заметку: дисконт есть не только на доставку еды, но и на абонементы в тренажерные залы, посещение аквапарка, шиномонтаж, спа-услуги, маникюр и многое другое. Правда, заманчивым заголовкам акций лучше не верить, а внимательно читать условия. Скидка может быть только на отдельную услугу или, к примеру, лишь в определенные время или дни. Время действия промокода тоже ограничено. Но, если подойти с умом, можно и вправду неплохо сэкономить.

Вывод прост: скидки — это выгодно и приятно. Но только когда они настоящие и на те товары, которые вам действительно нужны. В противном случае это лишь приманка, которая вместо экономии прибавит траты. 

КОГДА ПРАЗДНИК ВХОДИТ В ПРИВЫЧКУ

Какими должны быть скидки и выгодны ли они тем, кто находится по ту сторону прилавка, — в беседе с генеральным директором Центра стратегического развития “Маркетинговые системы”, членом правления общественного объединения “Гильдия маркетологов” Анатолием Акантиновым


— Даты типа “черной пятницы” — один раз в год, зато по-честному. Оборот вырастает в разы. У нас же некоторые торговые объекты устраивают дни щедрости регулярно по несколько раз в неделю, а “черной пятницей” может стать абсолютно любая пятница. Но всем же понятно, что к наплыву посетителей такое не приведет.

— Сама скидка — это инструмент маркетинга. И она имеет свои задачи и функции, чтобы создать выгоду для того или иного предприятия. Это может быть вопрос лояльности, когда скидки даются по дисконтным картам. Это могут быть скидки, чтобы в сезон продаж привлечь к себе наибольшее количество покупателей или заработать на другом товаре — так называемый кросс-маркетинг. Скидки могут предлагаться, чтобы избавиться от устаревшего товара и освободить склады для новых поступлений. Иными словами, этот инструмент может выполнять множество функций и каждое предприятие само решает, какую цель оно преследует. При этом нужно понимать, что, помимо скидок, есть и другие способы привлечь покупателя — это и реклама, и пиар-кампании, и улучшение сервиса, и проведение развлекательных и креативных мероприятий. На Западе очень четко все эти вопросы отработаны — кому, когда и зачем давать возможность делать скидки. У нас, к сожалению, здесь нет единой стратегии. В результате те предприятия, что злоупотребляют скидками, могут довести себя до банкротства. Им следовало бы присмотреться к другим решениям.

— Извечный спор — какой должна быть скидка. 10—15% — цифры нераспродажные. Многие смотрят на Запад, где можно купить товары с дисконтом в 70—90%. У нас такие предложения теперь тоже встречаются, но редко, и вызывают, скорее, недоверие, чем воодушевление — что не так с товаром, на который готовы так сбросить цену? Как определить оптимальный размер скидки?

— У нас, когда только начиналась эпоха скидок, все отталкивались от себестоимости — товара или объекта торговли. Делает магазин наценку 30%, значит, максимум он может дать скидку 30%.

Есть моменты, связанные с законодательными ограничениями. Если госпредприятие продает товар ниже себестоимости, то налоговая говорит, что это заниженная выручка, упущенная выгода и предприятие попадает на уплату налогов за недополученную выручку и штрафы.

Свободнее себя чувствуют частники. Откуда берутся 70—90%? Когда товар нужно распродать, — бизнесмены понимают, что этот товар залежится на складе, а это издержки на аренду.

Есть еще момент: гипермаркеты дают скидки на ходовой товар, но анализируют, какие сопутствующие товары покупают, и на этом компенсируют потери. Иными словами, продавая один товар со скидкой 90%, на другой можно не делать скидок, даже наоборот, сделать большую наценку. Например, такой прием используют в автобизнесе. Покупаешь машину со скидкой, потом попадаешь на недешевые автозапчасти.

— Всегда ли потребитель экономит, покупая товар со скидкой? На что обратить внимание покупателям, чтобы не попасть впросак на распродажах?

— Скидки — это взаимная выгода. Но нужно уметь собой управлять и избегать эмоциональных покупок — товаров, которые вам не нужны или не запланированы, а также не покупать вещи, которые вам не по карману, даже если на них хороший дисконт. 

gavrusheva@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter