Коса — девичья краса

Календарь и традиции

Праздник Покрова Пресвятой Богородицы в народном календаре открывал особый период, который называли «вялiкай свадзебнiцай».


Замужество меняло в корне привычный образ жизни девушек, у них не только появлялись совершенно новые дела и обязанности, но и внешний облик менялся: нужно было уже придерживаться особых правил в одежде, головных уборах и даже прическе. К волосам, прическам, именно женским, которые полностью видоизменяются в зависимости от статуса их обладательницы, у всех народов особое отношение (вспомним хотя бы широко распространенный запрет ходить с непокрытой головой). У нас, чтобы обезопасить себя от всякого рода зла и нечисти, в волосы вплетали цветы и травы–обереги: донник, полынь, руту. И главное место здесь принадлежало косе — символу девичества. У косы — особая история и особый статус. Одну косу разрешалось носить только девушкам, замужние женщины завязывали волосы в пучок, который часто называли «куклай». Интересно, что по длине косы как бы высчитывался девический возраст: так, коса до пояса означала — девушка уже достаточно «выспела» и вполне готова к замужеству.


Коса — предмет гордости каждой и одновременно ее оберег: «беражэ дзеўку ад усялякага лiха». Отсюда и отношение к волосам. Их промывали дождевой водой (лучшей считалась собранная от грибного дождя — того, что идет при солнце, на восточных территориях о таком говорили: «Царевна плачет»), расчесывали в Чистый четверг до восхода солнца, стоя под невысокой березкой, у которой веточки похожи на тонкие прядки. А еще мыли сывороткой, кобыльим молоком, ополаскивали настоями крапивы, аира, листьев березы, лечили разрезанной пополам луковицей, делавшей даже самые незавидные волосы крепче и гуще. И сейчас люди старшего поколения никогда не выбросят волосок — вдруг птичка подберет на гнездо и тогда будет болеть голова, ну и прочие подобные заморочки. Считалось, скажем: какой–нибудь недруг из зависти бросит волосы на ветер — вот коса и поредеет, а то и более серьезные неприятности и беды нагрянут. Замужним женщинам запрещалось расчесывать волосы вечером накануне праздника, волосы расплетались только во время родов, когда в доме развязывались все узелки и открывались все замки, чтобы таким образом помочь роженице. А еще с расплетенными волосами совершали известный у нас обряд «праводзiн русалкi», гадали, сеяли лен (пряди льна и женских шелковистых волос так похожи!). А вот перед Новым годом девушки, наоборот, «замыкалi» косу и заплетенную укладывали вокруг головы. Один из главных обрядов свадебной церемонии, символизирующий переход из девичества в иной статус, — «расплетание косы». Тут было и подрезание ее, и поджигание, когда несколько волосков протягивали сквозь перстень и поджигали с двух сторон, причем огонь должен был быть непременно «живой», полученный от кремня. Проходил и так называемый «выкуп» косы — как правило, «дружкамi» жениха. Разнообразные манипуляции с косой оправдывались еще тем, что «у кожнай дзяўчыны ў касе жыве злосць». Но в свадебных песнях коса выступает как живое существо и символ «дзявоцкасцi».


Сон в руку


Красивая «маладзiца» — считается, что это сама Божия Матерь приходила к вам во сне.


Гребень густой — удачное исполнение всех планов; гребень щербатый — придется преодолеть много препятствий в осуществлении задуманного.


Ветки дерева — предстоит важное событие.


Быть на свадьбе — ожидает важный и приятный разговор.


Украшать голову лентами — для девушки к скорому венцу.


Елена ДОВНАР–ЗАПОЛЬСКАЯ, фольклорист.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter