В преступном мире началась чистка рядов

Корона упала, в натуре

Титула “вор в законе” лишились сразу двенадцать персон, среди которых и 48-летний белорус Александр Кушнеров, больше известный в криминальных кругах под прозвищами Саша Белорус и Саша Кушнер.


Решение о лишении “корон” было принято в Москве в начале марта. Большинство вчерашних “законников” безвозвратно перестали быть ворами, а некоторые, как выяснилось, никогда ими не были, и лишь у единиц из этой дюжины имеются шансы вернуть себе имя. Идейными вдохновителями грандиозной чистки, отмечает “Прайм Крайм”, называют лидера постсоветского криминалитета Шакро Молодого,  он же Захарий Калашов, и приближенной к нему группы воров в законе.

Гомельчанин Александр Кушнеров получил высший воровской статус в мае 2011 года с подачи одного из самых влиятельных криминальных авторитетов постсоветского пространства ныне покойного Аслана Усояна  — “вора в законе” по прозвищу Дед Хасан с полувековым “стажем”. Чтобы стать вором в законе, Саша Кушнер нарушил после отбытия длительного срока за двойное убийство правила превентивного надзора: в Москве из рук Деда Хасана  он получил “корону”, а потом срок в России за наркотики и срок на родине, которую покинул без позволения милиции.

В криминальном мире постсоветского пространства Шакро Молодого считают правопреемником Деда Хасана, а потому решение о непризнании ворами его “крестников”, по сути, является признанием ошибочности действий Аслана Усояна. В мае 2011-го Дед Хасан принял в воровскую семью, помимо Саши Кушнера, Гилани Седого, Шамиля, Армена Хохла и Циркача. Из этой пятерки только Циркач сохранил титул “законника”. К остальным кандидатам на “корону” был сделан “неправильный подход”, а потому они не могут считаться “ворами в законе”.

“Подход” — это своеобразная процедура, состоящая из рекомендаций авторитетов, признанных воровским сообществом, и изучения характеристик кандидата на статус “законника”.  В чем “подход” к Кушнеру был “неправильным”, пока неизвестно, неизвестна и его дальнейшая судьба.

В последние годы, входящие в “дедовский” клан “кушнеровские”, вели непримиримую борьбу со своими идейными противниками, которых в Беларуси представляли “крестники” воров в законе  Александра Тимошенко и Дмитрия Галеева, они же — Тимоха и Галей. В декабре 2012 года они выступили инициаторами “коронации” четырех новых воров в законе. На сходке в Дубае ими стали Саша Медвежонок Гомельский, Олег Слуцкий (Муму), Паштет Минский и Руслан Лебедь Борисовский. Из “дубайской четверки” на свободе находятся Лебедь и Паштет. Но они остались без поддержки: великого и ужасного Тимоху застрелили в мае 2013 года в Подмосковье, а Галей в марте 2014-го получил 11 лет строгого режима за вымогательство. Позже ему год “скостили” по амнистии, наказание отбывает в Горках.

То есть для Саши Кушнера ситуация складывалась благополучно для взятия всей “воровской власти” в свои руки. Освободившись из мозырской колонии в ноябре прошлого года, что вызвало ропот и подозрение братвы — воры подозревают всех, кто освобождается раньше срока — он “произвел ряд кадровых назначений” в виде смены “смотрящих” за регионами. Также провел несколько встреч с российскими “коллегами”.

Похоже, Саше Кушнеру ничего другого не остается, как доказывать свое право на “воровскую корону”, чтобы не потерять лицо перед братвой, или смириться с решением вышестоящей воровской власти. Второй вариант для человека, который не раз на видеокамеру милиции подтверждал свой статус “вора в законе”, смерти подобен. В то же время за последние пять лет на всевозможных сходках криминальные авторитеты не раз друг друга заочно “развенчивали”, а “новокоронованных” отказывались признавать “законниками”. В воровском сообществе своя специфическая бюрократия, игры в которую со стороны кажутся “возюканием” взрослых мужчин в песочнице. Это не так...

Атаманы конфликтующих сторон устраивали массовые “коронации” с целью привлечения в свой лагерь новых сторонников, особо не заботясь, насколько их “заслуги” соответствуют воровскому статусу

С 1995 по 1999 год развитие организованной преступности в стране достигло угрожающих размеров. Эксперты в погонах подсчитали, что у нас тогда действовало около 200 разрозненных преступных групп общей численностью более 3 тысяч человек, которые имели перспективу объединиться в единое криминальное сообщество под началом “воров в законе”.

Активизация борьбы с профессиональным преступным миром привела к тому, что в течение первого десятилетия XXI века наиболее серьезные группировки прекратили свое существование, а “законников” и след простыл.

И вот новое нашествие воров в законе: то не было ни одного, а тут сразу пятерым нашим гражданам “короны” на головы свалились. В чем причина?

Она есть, но находится за пределами нашей страны. Вся воровская политика криминалитета постсоветского пространства куется в основном в соседней России. Впрочем, не только. Некогда советское воровское движение трансформировалось в международную проблему. “Законники” проводят воровские сходки в ОАЭ, Турции, Греции, Франции... Назначают “смотрящих” за странами ЕС, курируют деятельность отдельных преступных группировок. И конфликтуют между собой за сферы влияния. Именно в результате противостояния двух криминальных кланов — Деда Хасана и Таро — у нас появилось новое поколение “воров в законе”.

Вернувшийся в Россию из Испании после отсидки  Шакро Молодой, он же Захарий Князевич Калашов, тбилисский курд-езид, как преемник Деда Хасана пытается разгрести доставшиеся ему в наследство Авгиевы конюшни. Чистка воровских рядов, скорее всего, продолжится.

Однако какими бы ни были решения воровского “генералитета” — кадровыми или статусными, для правоохранительных органов такого рода персоны едва ли не пожизненно остаются лидерами уголовно-преступной среды. И присмотр за ними соответствующий. Со всеми вытекающими отсюда последствиями при попытке устроить разборку за статус “главного вора”. На дворе давно не 1990-е.

Автор публикации: Виктор ФЕДОРОВИЧ, infong@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter