Королевство кривых зеркал

О катастрофе в Японии

Катастрофа в Японии вызвала еще одно — информационное — цунами, которое смыло из мирового медиапространства все остальные темы. Все, что вчера казалось важным и значительным, сегодня выглядит мелким и второсортным. «Суета сует, — сказал Екклесиаст, — и всяческая суета!» Наверное, не одна я задумалась о философских основах человеческого бытия, наблюдая, как в одну секунду природная стихия стирает с лица земли достижения цивилизации. Но в то же время нельзя не восхититься тем, как стойко противостоят этому разрушению объединенные в одном порыве японцы.


И да простят меня жертвы цунами за упоминание в таком контексте, но все же невозможно не заметить на фоне японской созидательности и солидарности, каким апофеозом вражды, алчности, взаимного истребления оборачивается политическое цунами в Средиземноморье...


Океанское цунами уже ушло, оставив человечеству размышления о том, что сегодня помогает обществу выжить, а что, наоборот, его губит.


Например, человеческая солидарность и взаимопонимание. То, что у японских бизнес–сообществ называется кейрецу. Кейрецу — это готовность оказать поддержку друг другу, исходя из принадлежности к одному сообществу. Вот эта японская жизненная философия, которую Фукуяма определяет как доверие друг к другу, и поможет, как мне кажется, преодолеть самую страшную катастрофу со времен Второй мировой войны.


Да, сегодня в Японии царят боль, смерть, небывалая скорбь, которую нельзя утешить никакими словами. Но в то же время мы видим, что японский премьер–министр, как простой работник, появляется перед журналистами в рабочей робе, склоняясь в глубоком поклоне перед государственным флагом. Один из многотысячного человеческого муравейника, быстрые движения которого на месте разрушений подчинены общей цели и смыслу. Вот этот общий смысл и цель действий и отличает японскую беду от всех других мировых бед, которые, хотя и отодвинуты сегодня на второй план, но никуда не исчезли.


В тот же день, когда шли первые новости о природной катастрофе, сообщалось, например, о том, что в Бахрейне шииты идут войной на суннитов. Или о том, что революционная волна вот–вот достигнет Аравийского полуострова, где находятся совсем не бедные государства, а, напротив, одни из самых богатых в мире. Какой здесь общий смысл и цель?..


Мне показался очень важным вывод специалиста по исламу из университета Неаполя Роберто Тоттоли о парадоксах Востока... В статье «Четыре парадокса растревоженного королевства», опубликованной в Corriere della Sera, он, в частности, пишет: «Экономический парадокс проявился в разделении богатств, проливающихся дождем лишь на один клан и на тысячи родственников огромной семьи Саудов. Сегодня в условиях демографического взрыва такое разделение благ превратилось в проблему, и недавние уступки, кажется, лишь еще больше подчеркнули несправедливость существующей системы распределения».


Иными словами, когда одна группа контролирует все богатства страны и имеет сверхдоходы — это уже революционная ситуация, даже если остальная часть населения не нищенствует.


Но еще опаснее «религиозный парадокс». Именно деньги Саудовской Аравии, по мнению аналитиков, руководят так называемыми процессами реисламизации в некоторых азиатских и африканских странах.


Кстати, в минувшие выходные в Баку власти жестко пресекли акцию протеста, организованную по египетскому образцу и в контакте «с зарубежными центрами». Что это за «зарубежные центры», пока не указывается, но, по свидетельствам очевидцев, лозунг «Аллах акбар» звучал на бакинской демонстрации очень громко.


А вчера власти Бахрейна для обеспечения порядка и урегулирования политического кризиса приняли решение о введении в страну вооруженных сил из соседних стран Персидского залива. Кронпринц Салман бин Хамад аль–Халифа обратился к Саудовской Аравии с формальной просьбой, пишет The Guardian. При этом лидер шиитского движения оппозиции «Хак» Хасан Мушайма пригрозил обратиться за помощью к Ирану, если Саудовская Аравия попытается вмешаться в дела островного королевства.


Понятно, что здесь политическое цунами только начинается. В то время как в одной точке планеты люди с невероятным упорством отстаивают достижения цивилизации, некоторые регионы так же упорно стремятся к ее разрушению.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter