Королевская охота в аравийских песках

Правительство Саудовской Аравии намерено конфисковать до 800 миллиардов долларов у заподозренных в коррупции принцев и чиновников. Особый сенсационный налет этой новости, сообщенной The Wall Street Journal, придал тот факт, что в стране прошли массовые аресты саудовской элиты, среди прочих более десяти принцев, четыре члена кабинета министров и десятки бывших министров.


По сути, королевство решает сегодня ту же актуальную задачу, что и любое другое государство мира. Министр финансов Саудовской Аравии Мухаммед бен Абдалла аль–Джадаан выразил уверенность, что борьба с казнокрадами только повысит инвестиционную привлекательность страны. К тому же продолжительный период низких цен на нефть вынудил правительство занимать на международном рынке, а также использовать средства резервных фондов. Так что возврат активов подозреваемых, которые находятся за границей, может поправить финансы Саудовской Аравии.

Быстрота и неожиданность арестов, санкционированных специально созданным для этого Комитетом по борьбе с коррупцией, а также громкий характер самих обвинений в очередной раз подчеркнули и масштабность этой проблематики, и сложность разработки адекватных мер по борьбе с нею.

Возглавил комитет кронпринц Мухаммад бен Салман, назначенный наследником престола менее полугода назад, но, по мнению многих обозревателей, он самый влиятельный человек в королевстве. Король Салман сына публично поддержал, заявив, что в стране началась масштабная антикоррупционная кампания.

Сам принц уже успел заявить о себе как о человеке, готовом привнести серьезные изменения в жизнь в королевстве. Речь идет о его программе «Видение 2030», основное содержание которой — снижение зависимости Саудовской Аравии от нефти. План реформ предусматривает приватизацию энергетического сектора, здравоохранения и образования, части военной промышленности, неиспользованных государственных земель.


В частности, предполагается акционирование основы саудовской экономики — крупнейшей нефтедобывающей компании ARAMCO. Если согласиться с прогнозами о падении цен на нефть до 40 долларов за баррель во втором квартале 2018 г., то эту приватизацию надо провести как можно быстрее. Естественно, такие планы серьезно затрагивают сложившиеся интересы саудовского истеблишмента.

Поэтому среди недовольных — прежде всего кланы, которые оттеснены от власти, а также консервативная религиозная верхушка, чьи полномочия и влияние Мухаммад стремится ограничить. Не так много СМИ сообщили о более ранних арестах ряда известных богословов, в то время как это тоже важный индикатор происходящих изменений. Ведь безусловная поддержка со стороны ваххабизма была одним из столпов саудовского государства.

Мухаммад бен Салман обещает «вернуться к умеренному исламу», и это вполне логично, учитывая, что средневековые нормы ваххабизма не вписываются в объявленную им модернизацию государства. Принц недавно сообщил репортерам, что 70% населения Саудовской Аравии моложе 30 лет и эти люди хотят жизни, в которой религия будет синонимом толерантности. Мухаммад пообещал в ближайшее время извести под корень остатки религиозного экстремизма.

Однако важнейшей проблемой стало именно долговременное падение цен на нефть. Очевидно, что саудовский социальный контракт ждут кардинальные изменения (фактически они уже начались), а это затрагивает буквально каждого жителя страны, не говоря уже об истеблишменте. По существу, речь идет о смене самого фундамента саудовского государства. Молодой же наследник престола, Мухаммад бен Салман, который инициировал неудачную войну в Йемене, затяжной конфликт с Катаром, не смог эффективно реализовать саудовскую политику в отношении Сирии и Ирана, пока воспринимается как фигура спорная для руководства страной в поворотный момент ее истории.

Поэтому многие аналитики полагают, что именно это недовольство консерваторов и побудило наследного принца нанести превентивный удар по высокопоставленным коррупционерам.

Для нашей страны все эти события, на наших глазах формирующие будущее Саудовской Аравии, тоже имеют значение. Королевство является крупнейшим игроком на нефтяном рынке, и от его позиции многое зависит, в том числе как будут вести себя цены на это сырье. Стабильность государства напрямую влияет и на стабильность во всем регионе, в то время как любая дестабилизация приведет к взрывному росту радикальных движений на всем Ближнем Востоке.

Фото Рейтер
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter