Трагедия Шекспира пополнила репертуар Купаловского театра

Король говорит!

В Национальном академическом театре имени Я. Купалы в разгар знаменательного сотого сезона прошла премьера трагедии «Кароль Лір» в постановке художественного руководителя театра Николая Пинигина. Автором сценографии и костюмов выступила Екатерина Шиманович, музыку написал Андрей Зубрич. Автором премьерного плаката стал известный художник и дизайнер Владимир Цеслер. Изящный белорусский перевод шекспировской пьесы принадлежит перу Юрки Гаврука.


Зрители увидели в заглавной роли короля Лира народного артиста Беларуси, лауреата Национальной театральной премии Виктора Манаева. Это, пожалуй, главная «приманка» премьеры: увидеть актера, так ярко раскрывшегося в последнее время в комедийных и эксцентричных ролях, в трагической ипостаси. Яркий и динамичный спектакль вызвал подлинный интерес как у искушенной публики, так и у простого зрителя.

Николай Пинигин обошелся без всяких натужных ребусов и предложил прозрачное и ясное решение, где каждый герой на виду, действует сообразно своим целям и внутренним установкам. Спектакль длится 2 часа 50 минут с антрактом, и все это время напряжение не спадает. Только в антракте зрители успевают едва передохнуть от шекспировских страстей.

Гонерилья (Виктория Чавлытко) и Регана (Валентина Гарцуева) с азартом вынашивают свои коварные планы. Корделия (Марта Голубева), кажется, отказывается сопротивляться воле обстоятельств с самого начала. Эдгар (Иван Кушнерук) предстает образцом благородства и добропорядочности. Эдмунд (Иван Трус) опутывает всех своими интригами, плетет их изощренно и деловито. В одной из сцен он буквально вешает лапшу из кастрюли на уши доверчивому графу Глостеру (Андрей Градобоев). Шут (Александр Казелло) искренне предан своему королю и, похоже, раньше всех понимает, что ничем хорошим сложившийся расклад не закончится.


Каждый из героев переживает свою трансформацию характеров, наблюдать за этим интересно и поучительно. В ролях представителей благородных кровей видим весь цвет мужской части труппы — Романа Подоляко, Дмитрия Есеневича, Игоря Сигова. Титул герцога и графа позволяет выйти к зрителю с королевской осанкой и гордо поднятой головой.

Во время работы над спектаклем режиссер признавался, что для него «Король Лир» — универсальная история, и семейная, и политическая, у каждого героя здесь своя правда. И своя плаха, добавим мы. Самоуверенность, чувство вины, обида, безумие — все смешалось в раздробленном королевстве Лира. В какой-то момент дочери предают своего отца, и мы снова будем искать ответы на вопрос: почему?.. И снова будем пытаться разгадать, кто же такой этот Лир на самом деле — тиран и самодур или жертва обстоятельств, недальновидный идеалист, ставший жертвой собственных романтических представлений о семье, власти и короне.

pepel@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter