Коричневая чума

20 лет назад в западногерманской тюрьме Шпандау бесславно закончился земной путь Рудольфа Гесса
20 лет назад в западногерманской тюрьме Шпандау бесславно закончился земной путь Рудольфа Гесса. В застенках он провел последние 46 лет своей жизни. Для охранников это был просто «узник № 7». Впрочем, эта цифра не соответствовала его рангу в нацистской Германии. Заместитель Гитлера по партии в историю вошел как «нацист № 3» — после самого фюрера и Германа Геринга. Долгую, хотя и несчастливую жизнь третьему «Г» обеспечил полет над Северным морем в мае 1941 года. Собственноручно управляя «мессером», он высадился в Великобритании, чтобы предложить ей заключить военный союз против СССР. Но «миротворца» Невилла Чемберлена на Даунинг–стрит, 10 к тому времени, как известно, уже сменил Уинстон Черчилль и отправился Гесс не на переговоры, а под арест. Видимо, только по той причине, что большую часть Второй мировой войны он провел в статусе военнопленного, на Нюрнбергском процессе ограничились его пожизненным заключением. Последние годы он провел совершенно один в огромном комплексе из 132 камер, рассчитанных на 600 человек. Его стерегли сто военнослужащих стран–победительниц — СССР, Великобритании, Франции и США. Несколько лет назад, к слову, «СБ» опубликовала воспоминания минчанина Льва Пименова, руководившего службой безопасности Шпандау с советской стороны... Содержание казематов обходилось в миллион долларов ежегодно и явно было тратой денег. Долгожитель Гесс — а прожил он на свете 93 года — затягивал окончание эпохи. Его смерть через повешение в тюремном саду — то ли добровольная, то ли с посторонней помощью — должна была поставить жирную точку в истории германского нацизма. Так тогда казалось. Сегодня глава вполне себе легальной ультраправой Национал–демократической партии Германии (НДПГ) предлагает выдвинуть Рудольфа Гесса ни много ни мало на Нобелевскую премию мира. Похоже, что «Нобель» становится разменной монетой. Каких только экзотических персонажей не выдвигают — то Гесса, то Беляцкого, то Шушкевича. То какого-то выдающегося гея двигают. Ужас! Альфред Нобель переворачивается в гробу.

В восточногерманском городке Мюгельне неподалеку от Лейпцига полсотни немцев напали на восьмерых индийцев. «Чужаки, пошли вон!» — выкрикивала при этом разъяренная толпа. Спасаясь от преследования, несчастные забаррикадировались в пиццерии, и понадобилось 70 полицейских, чтобы вызволить их оттуда. «Люди боятся за свою жизнь, — признал всю тяжесть положения министр Вольфганг Тифенси. — На нашей земле снова звучат лозунги 1939 — 1945 годов. Мы не можем допустить этого».

Когда подобные новости приходят из Германии, на них по понятным причинам реагируешь особенно остро. Но нужно признать, что не эта страна является самым «больным человеком» в сегодняшней Европе. По крайней мере, антифашистские марши на улицах Берлина, Мюнхена или Ганновера собирают сейчас во много раз больше людей, чем фашистские. Чего не скажешь о некоторых новичках Евросоюза, где по улицам, позвякивая боевыми крестами, шеренгами ходят старые фашисты, так сказать, подают пример подрастающему поколению. Любопытный момент: после инцидента в Мюгельне еврокомиссар по юстиции Франко Фраттини заявил в интервью германской газете «Бильд», что НДПГ должна быть запрещена. Российское информационное агентство «Новости», передавая эту новость, напомнило, что ранее в Еврокомиссии отказались комментировать проведение ежегодного сбора ветеранов дивизии СС в Эстонии.

«Коричневые» настроения, можно сказать, перефразируя К.Маркса, бродят по Европе. И я бы не советовал кому–то тешить себя мыслью о том, что в этом разволновавшемся море есть островки абсолютного спокойствия. Оглянитесь. Хотя, безусловно, в зависимости от страны краска может быть либо не такой уж насыщенной, либо сгущаться. В каждом отдельно взятом государстве у «коричневых» имеются свои националистические оттенки. Но есть и целый ряд вполне объективных общеевропейских причин, таких, например, как вышедшие из–под контроля миграционные процессы.

На мой взгляд, многое зависит именно от поведения политического класса. Можно стремиться к справедливому экономическому порядку и т.п., а можно ради партийных интересов подыгрывать низменным инстинктам толпы. Почти не сомневаюсь, что в России найдутся политические деятели, коньком которых в грядущей предвыборной кампании станет борьба с другими. Думаю даже, что кое–кто из них въедет–таки на этом коньке в Госдуму...

А на родине дуче, в Италии, вчера разгорелся скандал из–за высказывания лидера ультраправой партии «Лига Севера» Умберто Босси. Он выступает за отделение богатого севера Италии от бедного юга и заявил, что северяне могут взяться за оружие. Неделю назад он же, к слову, призывал топить лодки с нелегалами, прибывающие к берегам Апеннинского полуострова.

Но местом происшествия самого обескураживающего факта стала Венгрия. Там «Движение за лучшую Венгрию» торжественно учредило свое военизированное крыло «Мадьяр гарда» («Венгерская гвардия»), прямо под стенами президентского дворца в Будапеште приняв в его ряды первых 56 членов. Одному из главных врагов «гвардейцев» премьер–министру Ференцу Дюрчаню ничего не оставалось, как наблюдать из окна своего кабинета развевающиеся красно–белые флаги — напоминание о режиме, правившем Венгрией во время Второй мировой войны, о тех, с кого берут пример неофашисты. Закон, оказывается, на их стороне...

Кстати, в Гомеле недавно прошел суд над фашистами из РНЕ. Приговор — лишение свободы! Об этом мы еще поговорим позже, хотя время, когда речь идет о радикалах, терять не стоит...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter