Белорусская гимнастика ждет Ивана Иванкова

Коням нужны наездники

Возвращение Виктора Дойлидова в гимнастический зал спорткомплекса «Стайки» было вопросом времени. Слишком близко к плинтусу опустились результаты некогда гремевшей на весь мир белорусской сборной. И слишком тесно Виктор Викторович был причастен ко всем ее прежним взлетам. Не вызвать тренера на помощь из школы «Кольца славы», куда после прощания с национальной командой он ушел работать с детьми, просто не могли. И, в конце концов, позвали. Спасать. Давать результат. Возвращать позиции. Он вернулся. Но со своими собственными взглядами, целями и мыслями, в которых стартующему совсем скоро во французском Монпелье чемпионату Европы отводится далеко не первое место.


Повторить «бронзовый» результат чемпионата Европы 2013 года Александру Царевичу будет нелегко.

Падение белорусской гимнастики в пропасть, по словам Виктора Дойлидова, началось не после его ухода из белорусской сборной. И даже не в 2006 году, когда наша команда в последний раз вернулась домой с бронзой чемпионата Европы. Снижение числа приходящих в сборную одаренных гимнастов тренер отмечал еще раньше, а в какой–то момент поток этот прекратился вовсе. Без молодежи очень быстро угас и основной состав. Причина же упадка обнаружилась еще глубже:

— Вернувшись в «Кольца славы», я увидел, что спортивные школы стали работать совсем иначе. Никого из тренеров сегодня не интересует результат. Это невыгодно: все увлечены оздоровительной гимнастикой. Там есть платные группы, можно заработать. Директорам школ также нужны не туманные олимпийские перспективы, а наполняемость групп и успехи команд на первенствах города и областей. Да и невозможно подготовить чемпиона, когда приходится тренировать шесть десятков спортсменов разного уровня за 3,5 миллиона в месяц. Некоторые тренеры пытаются, конечно, параллельно тренировать и любителей, и профессионалов, но это невозможно...




В США, которые любят приводить в качестве примера развития спорта и куда в свое время уехала большая часть лучших белорусских гимнастов и тренеров, в основе всего также лежит массовость. В школе Виталия Щербо, например, за неделю «прокручивается» около 500 человек. Это — деньги, которые позволяют существовать школе. Но система, по словам Дойлидова, выстроена так, чтобы бизнес не мешал спорту:

— Даже в платных группах есть стимул для роста. Став средней руки гимнастом, можно попасть в сборную университета и впоследствии хорошо сэкономить на платном обучении. При этом в школе Щербо есть две группы, в которых собраны 7 — 8 ребят и девочек, способных показать результат на уровне штата или страны. Тренеры, которые работают с ними, получают намного больше, чем те, кто возится с массовкой. Они могут себе позволить работать на результат. Точно так же в свое время мы с Володей Ваткиным получили от директора «Колец славы» Виталия Зицермана карт–бланш на работу с четверкой лучших спортсменов, в которую входил и Ваня Иванков. Сейчас же у нас все наоборот — потому и результат такой.

Виктор Дойлидов.
Виктор Дойлидов.

О результате, впрочем, в белорусской гимнастике уже давно никто не говорит. Лучше всех на прошлогоднем чемпионате Европы в Болгарии выступили несколько лет назад перебравшиеся в Беларусь из России Дмитрий Баркалов и Андрей Лиховицкий. Они же наверняка будут среди наших главных надежд в Монпелье. Но говорить о пьедестале чемпионата Европы и тем более грядущих Олимпийских играх, по убеждению Дойлидова, не стоит. Даже в национальную сборную Виктор Викторович пришел с мыслями о куда более отдаленном будущем, которое связывает с лично отобранной еще в период работы в «Кольцах славы» молодежью:

— К окончанию моего предыдущего периода работы в сборной в состав приходилось включать уже таких ребят, которые раньше просто не могли и не должны были туда попадать. Когда в 2012 году наша команда не попала на Олимпиаду, в Министерстве спорта у меня спросили: что делать и сколько времени нужно, чтобы все восстановить? Я объяснил ситуацию и предложил собрать детскую команду из 10 — 12–летних спортсменов. Признаться, думал, что подходящих детей будет гораздо больше, но эта команда существует. Сегодня тренируется вместе с основным составом. Более того, с ней мне работать гораздо интереснее и во многом ради ее сохранения я согласился принять национальную сборную.



Со своей молодой командой Виктор Дойлидов связывает большие надежды. Называет имена Дениса Санувонга, Артема Терешко, отправляющегося на чемпионат Европы в Монпелье 19–летнего Василия Михалицына, бронзового призера молодежного олимпийского фестиваля 17–летнего Ильи Яковлева... Пока с «молодежкой» занимается тренер Дмитрия Касперовича — Александр Баранов, но уже со следующего года Виктор Дойлидов планирует заняться будущим гимнастики лично. Настоящее же, вероятнее всего, будет доверено Ивану Иванкову. С ныне работающим в одном из американских университетов знаменитым гимнастом договорились о возвращении, и лишь необходимость доработать контракт не позволяет ему присоединиться к сборной уже сейчас. Этот тандем, к слову, также обещает оказаться интересным. Во–первых, из–за непредсказуемости Иванкова–тренера. Во–вторых, по причине невозможности спрогнозировать результаты вверенной ему команды:


Белорусская гимнастика пытается подняться с колен.

— Я много говорю о молодежной сборной, но и основной состав совсем уж списывать со счетов неправильно. Просто он нестабилен. На последнем чемпионате мира в китайском Наньнине до последнего вида программы мы, например, обыгрывали украинцев. Но вольные упражнения без падений сделал один Лиховицкий. Так что потенциально эта сборная может попасть на Олимпиаду в Рио–де–Жанейро, но в этом вопросе есть много нюансов. Например, отбор. Попадание в число 12 лучших команд на квалификационном чемпионате мира в конце октября уже не дает путевку на Игры, как это было раньше. Сейчас прямо из Глазго в Рио смогут отправиться лишь 8 сборных. Увы, пробиться в их число для нас нереально. Остальным придется добираться в апреле следующего года на турнире в Бразилии. Там командные пропуска смогут получить еще четыре сборные. Остальные страны смогут выставить лишь по одному участнику.

Задача попасть в Рио всем составом, по словам тренеров, даже с учетом разного рода закулисных игр, могла бы выглядеть реальной, будь в составе белорусской команды настоящий лидер. Вроде Ивана Иванкова. Сейчас его функции формально выполняет Андрей Лиховицкий, но ставить знак равенства между спортивными и лидерскими качествами этих парней — все равно что пытаться впихнуть слона в собачью конуру. Потому и о перспективах поехать на Олимпиаду командой Дойлидов говорит неохотно:

— Лиховицкий выступает за нашу сборную, но уже давно тренируется в Германии, где впоследствии хочет остаться жить. Не могу сказать, что он работает не в полную силу или пропускает старты. Вот недавно на этапе Кубка мира стал седьмым почти без подготовки. Но в таком режиме Андрей просто не может стать для сборной тем лидером, который был бы способен увлечь за собой ребят в критической ситуации. Вдобавок ко всему, ему, как и Баркалову, и Александру Царевичу, уже 29. Да и травмы дают о себе знать. Артем Быков — тот вообще решил сменить гимнастический помост на цирковую арену.

Тренеры убеждены: будь все ребята в форме и тренируйся вместе — шансов и на высокие места, и на олимпийские путевки у нас было бы гораздо больше. Но мы имеем, что имеем. И потому Виктора Дойлидова, даже в разговоре о перспективах национальной сборной то и дело вспоминающего «свою» молодежь, понять нетрудно. Жить будущим — сегодня, похоже, единственный шанс белорусской гимнастики не потеряться в настоящем.

komashko@sb.by

Советская Белоруссия № 69 (24699). Суббота, 11 апреля 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter