Концепция инфобезопасности СГ и межпартийное взаимодействие: удар по информационному деструктиву

Перед заметно распространившимися в информационном пространстве Беларуси и России западными фейками, а также всевозможными псевдоэкспертами, «политологами» и блогерами, самопровозгласившими себя лидерами общественного мнения и постоянно генерирующими деструктивный контент в отношении белорусского и российского государства, а также процессов союзного госстроительства, в скором времени будет поставлен надежный заслон. 22 февраля 2023 года постановлением Высшего Государственного Совета Союзного государства была утверждена Концепция информационной безопасности Союзного государства. Главной ее целью является защита национальных интересов Беларуси и России в информационной сфере.

Иллюстративное фото

Обеспечение информационной безопасности - одна из главных задач Союзного государства в эпоху современных гибридных вызовов, в том числе информационной войны, которую ведет Запад против Союзного государства, и фейков, которые используются им как предлог для введения своих нелегитимных санкций. Концепция информбезопасности способствует повышению защищенности информационной инфраструктуры Беларуси и России - прежде всего, их критически важных объектов. Также она нацелена на борьбу с деструктивным воздействием на информационные ресурсы Союзного государства со стороны Запада.

В пресс-службе Министерства иностранных дел Беларуси пояснили:

- Документ является итогом тесного взаимодействия аппаратов советов безопасности, внешнеполитических ведомств и иных компетентных органов двух стран в сфере совместного противодействия современным информационным вызовам и угрозам на основе прочного правового фундамента.

Главной целью документа является защита национальных интересов государств-участников Договора о создании Союзного государства в информационной сфере. Концепция определяет основы для формирования согласованной государственной политики и развития общественных отношений в области обеспечения информационной безопасности, а также выработки мер по совершенствованию систем обеспечения информационной безопасности. В белорусском МИД подчеркнули:

- Концепция информационной безопасности Союзного государства может служить примером и основой для развития сотрудничества на данном направлении для других государств и региональных объединений. Беларусь и Россия продолжат обмениваться опытом в области обеспечения информационной безопасности на национальном, региональном и глобальном уровнях со странами Азии, Африки и Латинской Америки с целью минимизации общих для всех рисков и угроз в области ИКТ и выработки универсальных правил ответственного поведения в информационном пространстве.

Белорусский медиа-эксперт, председатель Белорусского союза журналистов Андрей Кривошеев убежден:

- Принятие такого документа сейчас говорит об актуализации вопросов информационной безопасности согласованной редакционной политики ведущих и крупных региональных медиахолдингов Беларуси и России. Хотя фактически работа по согласованной редакционной политике, совместной защите исторической памяти ведется уже давно. Напомню, что российские телеканалы свободно вещают на территории Республики Беларусь. К сожалению, были проблемы с вещанием белорусского спутникового канала «Беларусь 24». Определенные сложности есть у союзных медиа. Но сейчас как никогда люди, принимающие решения, понимают важность и необходимость совместной информационной, идеологической, патриотической, духовно-нравственной работы в сфере медиа. Именно поэтому принята концепция и максимально усилено внимание к совместным образовательным творческим проектам, которые сближают журналистов двух стран. Именно поэтому белорусские эксперты, медийно известные люди стали на регулярной основе приглашаться на эфиры федеральных российских телеканалов. Мы совместно обсуждаем актуальную информационную повестку.

Андрей Кривошеев обратил внимание на один из проблемных аспектов современности - массированную медиаобработку русскоязычного пространства и нашего общества:

- Это просто откровенная пропаганда, которая присутствует и в классических медиа, и в пространстве «новых медиа». Это таргетированная реклама, многочисленные, абсолютно лживые, фальшивые ролики, которые направлены на наших сограждан. Причем, работа ведется сегментировано по аудиториям и целенаправленно воздействует по силовикам, школьникам, подросткам, женщинам, инвалидам - по разным социальным группам. Это все те многочисленные грантовые НКО, которые маскируются под работу средств массовой информации, под редакции СМИ, а на самом деле являются иностранными агентами, которые активно действуют на нашей территории либо с территории сопредельных государств.

Впрочем, деструктивным нападкам Союзное государство подвергается и со стороны ряда элементов белорусского и российского информационного пространства, порой подающих себя как подчеркнуто патриотические - «пробелорусские» или «пророссийские», но на деле продвигающих деструктивную повестку. Противостоять подобным намерено, наряду с Концепцией информбезопасности, и межпартийное взаимодействие двух крупнейших политических партий стран Союзного государства - Всероссийской партии «Единая Россия» и учрежденной сегодня в Минске Белорусской партии «Белая Русь». После состоявшейся сегодня в белорусской столице встречи представителей руководства обеих партий участвовавший в ней заместитель председателя Комитета Совета Федерации Федерального Собрания России по международным делам, член Бюро Высшего совета партии «Единая Россия» Андрей Климов рассказал журналистам о важности межпартийного взаимодействия:

- У нас есть Союзное государство. У него достаточно сложная структура - в том плане, что это союз двух суверенных государств. То есть и Российская Федерация, и Республика Беларусь в полном объеме сохраняют свой суверенитет - и в этом плане это уникальный союз. До сих пор он развивался в формате работы первых руководителей, наших правительств, наших парламентов, но партийного измерения у него не было. А когда нет партийного измерения, возникает такая ниша, которая может быть заполнена не всегда теми людьми, организациями и идеями, которые способствуют развитию Союзного государства. И вот сегодня возникла возможность ликвидировать эту проблему. И первое, что мы должны поставить в список дел, - наполнение практикой этого партийного измерения Союзного государства, чего ранее не было.

Стоит отметить, что Россия в числе немногих государств в мире создала собственную цифровую инфраструктуру, включающую в себя социальные сети и поисковые ресурсы. Кроме того, завершается работа над собственной операционной системой («Аврора»). Очевидно, что обеим странам Союзного государства просто жизненно необходимо совместно создавать собственное программное обеспечение для защиты и от внешних киберугроз, и от внутреннего деструктива под прикрытием благовидных лозунгов - для обеспечения дальнейшего созидательного развития во благо обоих народов.

С учетом того, что массированные кибератаки становятся настоящим бичом XXI века и глобальным вызовом цивилизации, несущим реальные риски, а вредоносные вмешательства в информационные системы парализуют целые отрасли промышленности, закрывают аэропорты, останавливают работу банков (причем значительная часть кибератак носит политически мотивированный характер), проблема более чем назревшая.

По данным различных аналитиков, количество кибератак на Россию в 2022 году увеличилось на 80 процентов, причем главной целью стал госсектор (в 2021 году таковой был финансовый сектор). В 2022 году количество взломанных аккаунтов граждан Республики Беларусь выросло в 4 раза. Чаще всего в Беларуси кибератакам подвергаются энергетика, транспорт, логистика. На программы и мероприятия по информационной безопасности в рамках Союзного государства только в 2021 году было выделено 1,8 млрд российских рублей. И противостояние продолжается.

На этом вопросе акцентировала внимание и белорусская парламентская делегация, принимавшая участие 11 – 15 марта нынешнего года в 146-й Ассамблее Межпарламентского союза (МПС), состоявшейся в Манаме (Королевство Бахрейн). Выступая на заседании Постоянного комитета МПС по делам мира и международной безопасности, на котором обсуждался проект резолюции «Кибератаки и киберпреступления: новые риски для глобальной безопасности», возглавлявший делегацию заместитель председателя Совета Республики Национального собрания Беларуси Валерий Бельский озвучил позицию о необходимости соблюдения принципа цифрового суверенитета:

- Беларусь считает, что информационные и кибератаки, которые сопровождают военные действия или предшествуют им, должны рассматриваться исходя из единых принципов международного уголовного и гуманитарного права. Выступаем за отказ от милитаризации или создания технологий, специально предназначенных для нанесения вреда информационным ресурсам, инфраструктуре и критически важным объектам других государств.

По мнению вице-спикера Совета Республики, на международно-правовом уровне необходимо ввести запрет на проведение организованных или санкционированных официальными структурами кибератак в отношении информационных систем и объектов других государств:

- Такой запрет должен быть всеобъемлющим, хотя первостепенное внимание необходимо уделить критически важной инфраструктуре. Мы уже были свидетелями нарушения нормального функционирования транспортных, энергетических, химических и даже ядерных объектов из-за взлома злоумышленниками их систем управления. Возможные последствия таких действий могут быть катастрофическими.

Прислушается ли мировое сообщество - вопрос открытый. Однако Союзное государство фактом принятия своей Концепции информационной безопасности подтвердило решительность борьбы с глобальным вызовом цивилизации.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter