Контрольный знак на упаковке

Приведет ли он к удорожанию товаров? И поможет ли в борьбе с фальсификатом? Такими вопросами в последнее время задавались многие из нас. Корреспондент “НГ” пыталась найти на них ответы

— В последние два дня покупатели нас замучили вопросом: ваша обувь подорожала? — вздыхает предприниматель Ольга из столичного торгового центра “Импульс”. — Нет, не подорожала, отвечают им реализаторы. Стоимость идентификационной марки, о которой все наслышаны, всего 20 рублей. Я купила сразу целую бобину таких марок на 40 тысяч рублей, и мне ее хватит на многие месяцы. Есть, правда, одно неудобство, но покупатели от него не пострадают. В налоговых инспекциях, куда нужно подавать заявление о выдаче идентификационных марок, эти марки отсутствуют. За ними отправляют в типографию на улице Ботанической, а там сейчас такое столпотворение... Принцип “одного окна” на предпринимателей почему-то не распространяется.
Смотрю на ряды коробок с обувью на стеллажах и на каждой вижу перламутровый квадратик. Это и есть контрольный знак, о котором теперь столько говорят и которым должна быть промаркирована с 7 декабря каждая пара обуви. Наклеивать его на упаковку можно маркиратором стоимостью от 250 долларов и выше, но можно и вручную. Главное — не повредить тонкую бумажку, поскольку каждый из квадратиков пронумерован, как билеты в автобусе, и, несмотря на крошечные размеры, является документом строгой отчетности.
Государство нашло наконец-то способ взять под контроль “серый” рынок и заставить многих “уклонистов” платить налоги. В этом главная причина принятия постановления Совета Министров Беларуси N 669 о запрещении приобретения, хранения, использования в производстве, транспортировки и реализации юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обуви, чая, кофе, биологически активных добавок к пище, фонограмм и аудиовизуальных произведений на материальных носителях, мобильных телефонов без нанесения на них контрольных (идентификационных) знаков.
Однако заверять, что товары с метками не подорожают, должностные лица не торопятся. Действительно, вероятность роста цен очень даже высока. Прежде всего на аудио-видеопродукцию и мобильные телефоны, поскольку для получения идентификационных знаков на аудиовидеозаписи нужно иметь разрешение Министерства культуры, где обязательно возникнет вопрос об авторских правах, а для получения знаков на мобильники нужно иметь разрешение Государственной инспекции Республики Беларусь по электросвязи, где попросят подтвердить легальность каждой партии целым рядом документов.
В итоге диски и кассеты на рынках уже подорожали на 1—5 тысяч рублей, а их ассортимент сократился, поскольку осталась только лицензионная продукция. Система вынуждает продавцов делать авторские отчисления: они неизбежно включаются в себестоимость и повышают конечную цену.
Ситуация же с мобильниками в разных торговых точках разная. Где ими торговали по легальным схемам — ничего не изменилось, только на коробках появилась марочка за 20 рублей. Но где были контрафактные мобильники — в основном сегодня пустые полки и опущенные роллеты. Причина в общем-то понятна, но один предприниматель ее еще раз подтвердил:
— Теперь при ввозе мобильников из-за рубежа, скорее всего, уже никому не удастся миновать процедуру растаможки, а это означает плюс процентов 20 к цене товара для тех импортеров, которые до этого момента не платили ввозную пошлину. Я даже не знаю, сколько, поскольку ни разу еще этим не занимался. И продавать мобильники всем нам теперь придется, конечно же, дороже.
Правда, у любой медали, как известно, две стороны. Пусть на отдельные товары и повышается цена, но мы наконец-то получим цивилизованный рынок. В том числе возможность нормального гарантийного обслуживания сложнотехнических изделий, чего при покупке “серого” товара очень сложно добиться.
 Что касается возможностей чудесной марки в деле борьбы с фальсификатом, то ожидания завышены. К примеру, чай, особенно в пакетиках, встречается “с добавками” песка, опилок, злаковых; в кофе, особенно продающемся на рынках, не хватает кофеина... Однако появление наклейки перламутрового цвета на каждой упаковке не в состоянии искоренить это печальное явление. Предприниматели, торгующие кофе или чаем, обычно платят фиксированный налог, а это значит, что им разрешается не иметь документов о происхождении товара. Для маркировки чая или кофе контрольными знаками им необходимо предъявить всего лишь книгу учета движения товара, которую они сами же и заполняют... Правда, если товар, подлежащий маркировке, ввозится из-за рубежа, то ситуация другая — он должен поступать уже с наклеенными на него торговыми знаками. Однако и это требование государства отнюдь не означает, что найден механизм подтверждения подлинности продуктов питания. По прогнозам специалистов, только серьезные импортеры организуют наклеивание марок на товар у производителя, к примеру, в известной фирме. А несерьезные организуют его, скорее всего, в том же подвале, в котором производится их “левак”, поскольку этот момент постановление не регламентирует.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter