Контрольная закупка

Оперативный  эксперимент  «пришел»  и  в  село

Оперативный  эксперимент  «пришел»  и  в  село

Поводом для подготовки этого  материала стали два обращения в редакцию. Одно было в письменном виде, второе – в форме вопроса, прозвучавшего по телефону. Мы адресовали изложенные на бумаге и прозвучавшие устно вопросы читателей прокурору Брестской области Сергею ХМАРУКУ (на снимке). 

— Сергей Константинович, любопытное письмо прислал в редакцию В. Горностай, осужденный судом Дрогичинского района за сбыт марихуаны. Кроме всего прочего, в своем обращении в редакцию он приводит такой факт. Некто И. Шпак является штатным участником оперативных экспериментов по выявлению тех, кто промышляет наркотиками. Якобы именно он спровоцировал на совершение преступлений В. Макаревича, Н. Гришкевича, В. Гарманова и С. Зусько, которые раньше или позже осуждены за сбыт наркотиков. Соответствует ли истине это утверждение автора письма? 

— Нет, не соответствует. Доводы В. Горностая о том, что И. Шпак является штатным участником оперативных экспериментов и спровоцировал ряд лиц на совершение преступлений, связанных со сбытом наркотических средств, в ходе проверки его письма не нашли подтверждения. 

— А насколько верна  трактовка В. Горностаем причин смерти жителя Дрогичинского района С. Пархомчука? 

— И здесь автор письма не прав. Прокуратура Брестской области в порядке надзора изучила материалы проверки по факту смерти С. Пархомчука. Установлено, что Пархомчук покончил жизнь самоубийством через повешение. Лиц, виновных в его смерти, не имеется. 

Осмотром места происшествия установлено, что входные двери дома, где обнаружен труп С. Пархомчука, были заперты изнутри, оконные рамы и стекла без повреждений, следов борьбы не имелось. Согласно заключению судебно-медицинского эксперта смерть Пархомчука наступила от механической асфиксии вследствие сдавления органов шеи петлей при повешении. Следователем прокуратуры Дрогичинского района в свое время совершенно обоснованно отказано в возбуждении уголовного дела по факту смерти С. Пархомчука за отсутствием состава преступления в чьих-либо действиях. 

— В. Горностай признан судом виновным в незаконном сбыте наркотических средств в крупном размере и осужден к восьми с половиной годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии усиленного режима. Он категорически не согласен с вынесенным приговором. Есть ли основания для его отмены? 

— Таких оснований нет. В. Горностай возле своего дома по улице Тихой в деревне Лежитковичи Дрогичинского района незаконно сбыл 2541 грамм марихуаны, являющейся наркотическим средством. Действия его квалифицированы правильно. Вина Горностая в совершении указанного преступления доказана и подтверждается собранными по делу доказательствами. Мера наказания назначена с учетом характера и общественной опасности преступления, данных личности осужденного, смягчающих и отягчающих ответственность обстоятельств и соответствует тяжести совершенного преступления. 

— А что вы можете сказать, Сергей Константинович, по поводу привлечения к уголовной ответственности 75-летней жительницы деревни Бытень Ивацевичского района С. Ермачек? В редакцию звонили односельчане этой пожилой женщины и ссылались на то, что якобы не все было чисто при ее изобличении. 

— То, что С. Ермачек с целью сбыта хранила по месту своего жительства в деревне Бытень марихуану и сбывала ее, было установлено следственным путем. В октябре 2007 года  следственным отделом предварительного расследования Ивацевичского РОВД возбуждено  уголовное дело по обвинению в приобретении марихуаны. В ходе предварительного следствия К. Зубкевич дал показания, что марихуану за 25 000 рублей он приобрел 18 сентября минувшего года в деревне Бытень у С. Ермачек. В отношении этой женщины, как и при изобличении В. Горностая, была проведена проверочная закупка. При этом Ермачек также сбыла марихуану. 

Статья 11 Закона Республики Беларусь «Об оперативно-розыскной деятельности» предусматривает проведение таких мероприятий, как проверочная закупка и оперативный эксперимент. В отношении С. Ермачек  проверочная закупка проведена, как мы установили, в соответствии с требованиями закона. Недавно судом Ивацевичского района она приговорена к восьми годам лишения свободы в колонии общего режима с конфискацией имущества. Кстати, в минувшем году также привлечена к уголовной ответственности невестка С. Ермачек за сбыт наркотиков (осуждена на 6 лет неволи). 

— В какой мере оперативно-розыскные методы помогают в борьбе с  наркоманией? 

— В настоящее время проблема борьбы с наркоманией приобрела особую значимость, так как в эту сферу вовлечена значительная часть населения. В минувшем году на территории Брестской области зарегистрировано 575 преступлений, связанных с наркотиками, в том числе с их сбытом – 165. Раскрытие злодеяний такого рода и пресечение наркомании существенно осложняется тем, что эти общественно опасные деяния носят латентный характер и для их успешного выявления необходимо проведение специальных мероприятий, предусмотренных законодательством. 

Оперативные эксперименты в последнее время осуществлялись в тех случаях, когда изобличение виновных в распространении наркотических средств, а также выявление каналов распространения и мест  хранения наркотиков невозможно было без проведения данного оперативно-розыскного мероприятия. Нарушений закона при проведении оперативных экспериментов при выявлении незаконного оборота наркотиков не зафиксировано. 

— Насколько, на ваш прокурорский взгляд, результативно используются возможности оперативного эксперимента и закупочной проверки при изобличении других преступлений на Брестчине? Чему прокуроры уделяют особо пристальное внимание? 

— Прокуратура области особое внимание уделяет надзору за исполнением субъектами оперативно-розыскной деятельности требований законодательства,  соответствием ему решений, принятых по результатам  проведения оперативных экспериментов. При осуществлении прокурорского надзора результаты  оперативных экспериментов оцениваются исходя из указания Генерального прокурора о том, что в процессе их проведения должны  создаваться такие условия и объекты для преступных посягательств, при соприкосновении с которыми лицо, подозреваемое в совершении преступления, находится перед добровольным выбором совершения тех или иных действий. При этом сотрудники субъекта оперативно-розыскной деятельности и лица, привлеченные к проведению оперативного эксперимента, должны использовать методы пассивного наблюдения. 

Законом «Об оперативно-розыскной деятельности» предусмотрено, что в случаях, которые не терпят отлагательства и могут привести к совершению тяжкого и особо тяжкого преступления, а также при наличии данных о событиях и действиях, создающих угрозу национальной безопасности Республики Беларусь, допускается проведение оперативного эксперимента на основании мотивированного постановления органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, с обязательным письменным уведомлением соответствующего прокурора или его заместителя в течение 24 часов. 

— Возникают ли у прокуратуры претензии к оперативным работникам, проводящим  такие специфические мероприятия? 

— В минувшем году прокуратурой был выявлен факт нарушения при осуществлении оперативного эксперимента, проведенного без санкции прокурора в отношении лица, подозреваемого в получении взятки. Данное нарушение устранено. Тот, в отношении кого оперативный эксперимент проводился с нарушением закона, не привлечен к уголовной ответственности. А вот сотрудник милиции, допустивший нарушение законности, понес дисциплинарное взыскание. 

Прокуратура Брестской области намерена и в дальнейшем особое внимание уделять вопросам законности осуществления оперативных экспериментов и соответствия действующему законодательству принятых решений по результатам их проведения.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter