В будущем в линзоматах заработает система электронного рецепта

Контактные линзы: смотрите в оба

Месяц назад контактные линзы неожиданно оказались в центре жарких дебатов. Тогда прошла информация, что Минздрав подумывает ужесточить их продажу — обязать отпускать только по рецепту офтальмолога. Естественно, это сразу исключало из ареала распространения удобные автоматы по продаже линз. Торговля через интернет–магазины тоже фактически попадала под запрет. Получалось, все варианты сводились к специализированным магазинам. С одной стороны, если посмотреть на список осложнений, которыми грозит неправильное ношение линз и неверный, без регулярного обследования у врача, их выбор, то инициатива выглядит вполне уместной. Но с другой — читатели «СБ» сразу начали жаловаться: мол, а мы привыкли, неудобно! На днях интрига, впрочем, благополучно разрешилась. Линзоматы, заверили в Минздраве, останутся в строю, хотя через пару лет и будут модернизированы. Продажи останутся и в сети, но с определенной оговоркой.


Позиция поклонников линзоматов понятна: и работают такие торговые автоматы дольше обычного магазина оптики (а порой и круглосуточно, если установлены в постоянно открытом торговом центре), и очередей к ним почти нет. Словом, идеальный вариант, если необходимость в новых линзах возникла ближе к ночи или привык покупать их по дороге с работы вслед за пакетом молока. Но дело может обернуться настоящей медицинской драмой с хирургическим вмешательством, если относиться к своему здоровью недостаточно ответственно, а при выборе ориентироваться на обследование окулиста многолетней давности. Поэтому заместитель министра здравоохранения Игорь Лосицкий, начиная заседание рабочей группы из ведущих офтальмологов страны, представителей бизнеса, развивающего сеть линзоматов, акцентировал внимание — рецепт нужен в первую очередь самому пациенту, а не для отчетности:


— Контактные линзы — это изделия медицинского назначения, значит, они подлежат регистрации. Они должны пройти установленную процедуру — инспекцию, клинические испытания, получить регистрационное удостоверение. И только тогда изделие имеет право на обращение в стране. Продажу же по рецепту можно рассматривать двояко. Может быть жесткий рецептурный отпуск — так же, как на некоторые лекарства (антибиотики, гормональные препараты). В таком случае рецепт предназначается для работника аптеки. Но дабы не усложнять ситуацию, мы предполагаем мягкий рецептурный отпуск, когда рецепт рассчитан именно на пациента, чтобы он был информирован, что ему нужно использовать и каковы могут быть последствия. Люди должны уметь правильно обращаться с такими медицинскими изделиями: да, добросовестные поставщики обязательно вкладывают инструкцию по применению, но лучше всего, если врач расскажет, как надевать линзы, в каких растворах хранить, в конце концов, еще раз напомнит, что их требуется снимать перед сном. Поэтому рецепт является обязательным для пациента.


Проблема в том, что зрение может меняться, как и в случае с очками, поэтому рецепт требует регулярного уточнения — продавать линзы теперь будут по выписке от врача не старше годовой давности. Но как быть с линзоматами? Не приставлять же, в самом деле, к каждому ответственного за проверку рецепта? Звучало предложение предъявлять рецепт в ближайшей аптеке, ведь, как правило, она есть в каждом торговом центре. Но Игорь Лосицкий считает, что так выхолащивается сам смысл автомата как точки по быстрой продаже: в аптеке может быть очередь, да и для ее работников это станет дополнительной нагрузкой. Так что принято компромиссное решение: по–прежнему продавать линзы в автоматах, однако разместить на них крупным текстом предупреждение о том, что перед приобретением необходимо проконсультироваться у офтальмолога. Это переходный вариант. В скором будущем, с развитием системы электронного рецепта, к ней подключатся и линзоматы. Устройства смогут считывать данные с пластиковой карточки пациента, где будет храниться в том числе выписка от окулиста. Пока же торговые автоматы в принципе невозможно каким–либо образом оборудовать для проверки бумажного рецепта, считает индивидуальный предприниматель Александр Бурак, у которого установлено 16 таких точек по всей стране:


— Это техническое ограничение — мы не знаем подобных торговых устройств, которые бы могли сканировать или распознавать бумажные рецепты. Но мы готовы присоединиться к системе электронного рецепта, как только это станет возможным, переоборудовать и перепрограммировать линзоматы нужным образом. Уже давно линзы, которые продаются и в моих автоматах, и в устройствах коллег, проходят обязательную сертификацию. Абсолютное большинство наших пациентов — постоянные покупатели, которые регулярно обследуются у врача и знают, какие линзы им показаны. Кстати, ни я, ни коллеги не загружаем в автоматы декоративные линзы без диоптрий, также мы не предлагаем линзы с высокими диоптриями или показанные для ношения при астигматизме.


Между прочим, завершая такими декоративными, или цветными, как их еще называют, линзами создание яркого образа, нужно понимать: они взаимодействуют с глазами точно так же, как и корректирующие. И тут поход к офтальмологу будет не лишним. Уж тем более он необходим при регулярном ношении линз, ведь, экономя при помощи автомата время, можно в прямом смысле проморгать свое зрение.

ШТРИХ К ПРОБЛЕМЕ

Линзоматы пасуют перед обычным бумажным рецептом, а вот продавцу интернет–магазина проверить его вполне реально. Рабочая группа остановилась на таком простом варианте: покупателю будет достаточно отправить на электронный адрес отсканированную выписку из заключения врача или вовсе ее фотографию. В ответ придет отсканированное свидетельство о регистрации нужных линз в нашей стране, чтобы человек был полностью уверен в их безопасности.

ВОПРОС РЕБРОМ

Почему линзы могут быть опасны?

По оценкам американского управления по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов (FDA), за последние десятилетия вместе с распространением линз — сегодня их носит в мире более 125 млн человек — количество осложнений от них выросло с 7 до 21%. Причем врачи выделяют сразу несколько их типов — от токсикоаллергических, то есть раздражения на материал, из которого сделаны линзы, до наиболее опасных, инфекционных — на их долю приходится больше четверти всех побочных эффектов. В Беларуси ежегодно около 7 — 10 человек обращаются  в офтальмологическое отделение того или иного стационара в своем регионе с осложнениями из–за неправильного ношения линз. За 7 месяцев в специализированное отделение 10–й минской клинической больницы с подобным диагнозом поступило 6 человек, и для двух из них традиционное лечение было уже невозможным. Оставалось лишь хирургическое вмешательство — кератопластика, попросту говоря, пересадка роговицы. Одна из таких пациенток последние годы покупала линзы по рецепту четырехлетней давности!

Поэтому важно регулярно обследоваться у специалиста и соблюдать рекомендации в использовании линз, делает акцент доцент кафедры офтальмологии БелМАПО Оксана Дудич:

— Подбирая линзы, офтальмолог обследует кривизну и диаметр роговицы, диоптрийность глаз и выписывает точный рецепт. Порой покупатели самостоятельно пытаются улучшить, как они считают, зрение и выбирают большую диоптрийность, нежели рекомендованную — все это чревато последствиями. Наблюдаться у врача необходимо и потому, что он может вовремя диагностировать возникшие осложнения от ношения линз, порекомендовав сделать перерыв. Важно и вовремя их заменять, ведь со временем на них накапливаются микробы, которые могут привести к инфекциям.

akostyukevich@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter