Экономическая наука превращается в инструмент идеологического и политического противоборства

Конкуренция как война идей

Что сильнее — дивизия танков или деструктивная идея, вовремя вброшенная в общественное сознание? Некоторые идеи по своим разрушительным последствиям намного сильнее не только танков, но и ядерной бомбы. Например, идеи нацизма или терроризма. Такие идеи, как вирус, могут распространяться в умах людей, пока их не блокируют антитела здравого смысла, ответственного отношения, патриотизма. Некоторые идеи привлекательны с виду, но представляют мину замедленного действия, и распознать опасность бывает непросто. «Я атаман идейный, я выступаю за свободу личности», — определил свою политическую доктрину пан атаман Грициан Таврический, захватив деревню, в известном советском фильме «Свадьба в Малиновке». «Значит, будут грабить», — совершенно верно интерпретировали его концепцию жители Малиновки. Видимо, сказался опыт. А можем ли мы сегодня так же верно оценивать те идеи, которые нам подбрасывают западные и прозападные «эксперты»? 

коллаж ивана гайдука

Политика двойных стандартов 

Экономические отношения в современных условиях становятся все более сложными. Экономическая наука в силу специфики изучаемых отношений является не только инструментом познания закономерностей развития общества, но и превращается в инструмент идеологической и политической борьбы, который в виде политико-экономических идей, теоретических концепций и конструкций активно используется политическими силами и странами для достижения политического превосходства и экономического доминирования в мире. Современная конкуренция — это прежде всего борьба идей. Любая абстрактная экономическая идея является отражением чьих-то конкретных интересов. Глобальная идея всеобщей демократизации и «свободного» рынка во всем мире отражает глобальные интересы тех, кто стремится устанавливать и диктовать всем остальным свои стандарты демократии, а также навязывать свое понимание экономической целесообразности. 

Развивающимся странам активно насаждаются утопичные идеи свободной рыночной экономики, где государству не позволено защищать интересы национального производителя. Установление рыночных реформ в мировом масштабе стало своеобразной государственной политикой отдельных стран. Политикой, позволяющей их предприятиям получить конкурентные преимущества на других национальных рынках. Эти идеи внедряются не только словом в процессе научного дискурса, но также действием — через санкции и «цветные революции». На страже этих постулатов стоят международные организации, по большей части подконтрольные США. При этом сами Соединенные Штаты совершенно игнорируют правила игры, прописанные ими для остальных. Какими, например, рыночными механизмами можно объяснить запрет на транзит белорусского калия через Литву? Все компании, участвовавшие в этом процессе, получали прибыль, оба государства — налоговые и таможенные поступления, люди — зарплату. Также и по остальным санкциям США и ЕС, и не только в отношении Беларуси, но и России, Китая и других стран. Налицо двойные стандарты и ложь.

Кому это выгодно?

На неспособность рыночных механизмов свободной конкуренции и ценообразования обеспечить стабильное развитие экономики указывал еще К. Маркс, а более детальное теоретическое обоснование этому дал Д. М. Кейнс. Практика показала, что попытки обойтись без государственного регулирования даже в отдельных сферах экономики приводят к кризисам перепроизводства, монополизации рынков, резкому расслоению общества и другим негативным проявлениям. Примеров очень много: это и Великая депрессия 1930-х в США, ипотечный кризис там же в 2007-м, послуживший началом мирового финансового кризиса 2008—2009 годов, современный газовый кризис в Европе и многочисленные другие. Рынок без государственного регулирования сам себя уничтожает. В современной экономике даже «свободные» рыночные механизмы работают не свободно, а под диктовку наиболее богатых участников процесса. Во-первых, мировые рынки давно находятся во власти международных компаний и представляют собой олигопольные структуры, в которых планирование и взаимная координация действий давно взяли верх над стихийностью рынка. Кроме того, транснациональные корпорации, пользуясь правами инвестора, вынуждают государства предоставлять им особые условия и вытесняют национальных производителей. Во-вторых, усилилась дифференциация субъектов экономической деятельности в доступе к рыночной информации. У отдельных из них, контролирующих СМИ и интернет-ресурсы, появилась возможность влиять на своевременность и достоверность получаемых другими сведений. Формируя фейки, манипулируя информационными потоками, они получают возможность воздействовать на динамику цен, котировок акций, курсов валют, вызывая их колебания в выгодном для себя направлении. Свободное изменение цен на активы и ресурсы давно уже не такое свободное, как нам хотят представить.

Жить собственным умом 

В условиях роста конфликтности международных экономических отношений роль государства как силы, обеспечивающей безопасность и социальную справедливость в обществе, существенно повышается. Сегодня уже очевидно, что если государство не управляет своей экономикой, то это делает кто-то другой (другое государство, международные корпорации, олигархи, криминал). Подконтрольность экономических процессов и информационных обменов — ключевой фактор стабильного развития национальной экономики и общества. Идеологи «свободного рынка», продвигающие интересы ТНК, намеренно разрушают доверие общества к государству, формируют почву для конфликта между ним и частным бизнесом. На самом деле интересы государства и бизнеса во многом сходятся. Рост ВВП и доходов граждан, повышение численности и образованности населения, стабильность цен и валютных курсов, сокращение преступности и коррупции, развитие производственной и рыночной инфраструктуры затрагивают интересы и государства, и бизнеса. Оптимальное сочетание государственного и рыночного механизмов предполагает координацию экономической активности в интересах всего общества на макроуровне при сохранении стимулирующей функции рыночной конкуренции на уровне субъектов хозяйствования. Институт экономики НАН Беларуси как раз и специализируется на разработке теории и практических рекомендаций по оптимизации существующих и формированию новых инструментов государственной экономической политики в условиях меняющейся внешней и внутренней конъюнктуры.

«В условиях глобальной неопределенности белорусская стратегия развития может быть только одна: идти своим путем, жить собственным умом, строить будущее на прочном фундаменте народного единства», — отметил Президент Беларуси Александр Лукашенко в Послании белорусскому народу и Национальному собранию. Проводить национальную экономическую политику в соответствии с интересами общества невозможно без глубоких фундаментальных исследований. Белорусская социально-экономическая модель, отличающаяся развитой системой государственного регулирования, социальной направленностью расходов бюджета, обеспечением продовольственной безопасности и повышением энергетической самообеспеченности, развитием интеграционных связей с Россией и стратегического партнерства с КНР, имеет научное обоснование и выстраивалась на основе теоретико-методологических наработок белорусских ученых: экономистов, историков, социологов, философов, культурологов и других. «Развитие науки определяет будущее», — отметил Глава государства во время встречи с белорусскими учеными в Национальной академии наук в 2020 году. «Наука — фундамент государственности», — подтвердил Президент на встрече с учеными в январе 2022-го. Благодаря тому что в нашей стране полноценно функционирует Национальная академия наук, сегодня есть возможность опереться на собственные исследования, анализировать международный опыт, вырабатывать независимую научно обоснованную взвешенную экономическую политику в соответствии с национальными интересами страны. Развитие собственной науки требует определенных затрат, но расчет на то, что все продумают и придумают за тебя другие, обойдется намного дороже.

Василий ГУРСКИЙ, директор Института экономики НАН Беларуси, доктор экономических наук, доцент

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter