Конкретный человек - Леонид Гуляко

Гуляко - министр культуры и, по-моему, человек, разбирающийся в технологии чиновничьего дела.
Гуляко - министр культуры и, по-моему, человек, разбирающийся в технологии чиновничьего дела. Хочу обратить ваше внимание и на то, что Леонида Павловича, по мнению многих, отличает суровое отношение к обычному для деятелей культуры подходу к делам. Не любит он, когда только "ла-ла-ла"...

Ему нужно, чтобы все было ясно: что сделать, почему, каким образом и на каком основании. Все это ему нужно докладывать не с трибуны и не за чашкой чая. Это нужно излагать на бумаге в виде грамотного бизнес-плана. Поскольку практически никто (за исключением единиц) из наших деятелей культуры бизнес-планы не пишет, Леониду Павловичу приходится с подчиненными тяжко. Теперь уже почти все знают: не "подковался", с просьбой к министру не иди. Не потому, что Гуляко такой несговорчивый, а потому что в сфере культуры он работает с 1971 года, с тех пор, как пришел в министерство в качестве инспектора управления культпросветучреждений. "Уже 32 года я чиновник - наговорился сполна, пора делом заниматься!" Слово "чиновник" министру нравится, потому что обозначает государственного человека, того, кто чин держит.

Как выяснилось, мой собеседник знает, чем культурный человек отличается от некультурного - ежедневным образом жизни. Это когда желание самосовершенствоваться возникает не только ради себя, любимого, но и ради детей и внуков. На самом деле, рассуждая об этом, мы немного запутались, но ведь сложная это тема: я даже заглянула в словарь - там вообще нечто неконкретное изложено. Остановились на том, что культура - это внутреннее какое-то состояние, некий стержень, нечто совершенно индивидуальное, но весьма ощутимое окружающими.

Прежде чем приступить к обсуждению вопросов, собранных в кулуарах по принципу "Что бы ты хотел узнать у министра, но стеснялся спросить?", мы поговорили о том, что сделано значительного в прошлом году. А потом приступили к делу.

- Леонид Павлович, вопрос от Евгения Крыжановского, который наконец проник со своим театром "Христофор" в российский "Аншлаг". Он считает, что вполне заслужил звание заслуженного артиста Беларуси и просил узнать, почему этого звания ему до сих пор не присваивают? Можете ответить?

Вопрос министра удивил.

- Могу. Во-первых, никто не рассматривал Крыжановского как кандидата на звание. И мне неприятно, что вы начали разговор с этого. Скажу, почему. Не так давно видел в передаче БТ миниатюру театра "Христофор", в которой участвовал Крыжановский. За одну фразу, которую он себе позволил, я никогда не поддержу его кандидатуру на звание заслуженного артиста. И могу публично об этом сообщить. Кривляясь и гримасничая, он задает партнеру по сцене вопрос: "Отгадай, кто эта девочка с петлей на шее?" И отвечает под хохот своих артистов: "Зоя Космодемьянская!" Честно скажу: я переживал два дня. Как он посмел плюнуть в душу ветеранам? Да вообще, разве так можно? Это же кощунство: человек, считающий себя культурным, сочиняет такие анекдотики... Тиражирует это со сцены и по телевидению! И после этого он мне хочет вопрос задать?! Звание дается от имени народа! А он оскорбил народ и его историю. Пусть знает: никогда не завизирую документ, где будет стоять его фамилия в связи со званием!

Леонид Павлович рассерженно взмахнул рукой. Помолчал секунд пять.

- Я думаю, что ответил...

- Конечно. Евгений Анатольевич дал нам толчок к энергичному началу.

- Может, я был излишне эмоционален. Но то, что этот артист себе позволил, - просто не по-человечески.

- Это единственный "частный" вопрос. Поэтому я и вынесла его в начало. И, наверное, хорошо, что вы ответили на него столь эмоционально. Во всяком случае, это показывает, что вы настроены говорить в первую очередь как человек, а уж потом как министр. Давайте теперь окунемся в мир кинематографистов и поможем им понять: Минкультуры по отношению к кино является инвестором или продюсером? Или тем и другим одновременно?

- Мы выделяем деньги на создание фильмов. В этом смысле нас можно рассматривать как инвестора. Продюсер осуществляет связку между вложенными средствами и получением финансовой отдачи. То есть думает о том, как сделать, чтобы фильм был продан, чтобы сполна рассчитаться с создателями ленты и получить интерес. Этим мы тоже занимаемся. Поэтому я могу согласиться с подобного рода репликой и скажу: утверждение, что министерство является и тем и другим, меня не смущает.

- Какой белорусский фильм (из созданных за последние годы) вам особенно понравился?

- Я по службе обязан видеть все ленты. Из последних выделил бы "В августе 44-го..." Пташука. Вы только не подумайте, что я стандартно отвечаю или называю этот фильм как самый разрекламированный. Мне действительно картина очень понравилась: на фоне всего остального сильно выделяется надежностью, патриотизмом и глубоким профессионализмом. Сейчас мы ставим перед собой задачу создать к 60-летию Победы еще один фильм о войне. Снимать будет Вячеслав Никифоров по сценарию Дударева "Рядовые". В этом году начинаем съемки.

- Чья инициатива?

- Дударева и Никифорова. Они сами написали письмо на имя Президента. Идею Президент поддержал. Сейчас все это будем реализовывать. Вас, наверное, сразу заинтересует смета, но цифры я пока назвать не могу, поскольку еще не решено, что это будет за версия: 60 минут или 3 серии. Недавно в Минск приезжал Швыдкой, мой коллега из России - мы подписывали соглашение о культурном сотрудничестве на 2003 год. И по поводу этого фильма говорили о возможном участии российской стороны в финансировании проекта.

- Вопрос по ходу, по поводу Швыдкого: как вам его имидж?

- Мне его имидж нравится, но для меня он не годится, если вы на это намекаете. У каждого свои задачи. Я, например, не собираюсь подавать себя так, как это делает Швыдкой, и не ставлю перед собой задачу заниматься тем, чем занимается он. Лично меня это не интересует.

- Имеете в виду его "Культурную революцию" или появление в программах, где артисты и режиссеры травят анекдоты и историйки?

- И то и другое. Я смотрю все эти программы, они интересны и серьезно готовятся. Но я себя в такой роли не вижу и вообще министра культуры Беларуси таким не представляю. Мне легче создавать себе имидж конкретными делами без телеэкрана.

- Понятно. Давайте вернемся к нашему вопроснику. Кем вы себя в большей степени считаете: чиновником или вдохновителем? Швыдкого, например, раз уж мы заговорили о нем, некоторые наши деятели искусства считают вдохновителем.

- Со Швыдким мне, как я уже сказал, соревноваться нет резона. У меня достаточно других дел. Я себя считаю организатором.

- Вопрос из Союза писателей. Почему белорусские писатели перестали создавать классные художественные произведения? Ваше мнение?

- Я считаю, что ответ должны дать сами писатели, почему они перестали писать, как вы говорите, классно.

- Но вы согласны, что за последние 10 лет в Беларуси не создано ничего, что могло бы поразить воображение читателей хотя бы на постсоветском пространстве. От чего это зависит?

- Ну, знаковых произведений, о которых бы заговорил народ, действительно нет. Я таких, по крайней мере, не знаю. Зависит это от людей, наверное. Ведь и сценариев заметных (новых) практически нет! Вокруг кого в театрах все крутится? Вокруг Дударева. Появился еще Курейчик, молодой парень - мы ему всячески помогаем. Он получил грант Президента, прошел стажировку в Москве. И спектакли за деньги государства ставит в Минске и Гродно. Наверное, сказать, что совсем ничего нового нет, нельзя. Хотя бы потому, что у нас есть Курейчик. У него все нормально идет.

- И уже нажил себе врагов.

- Таланту пробиваться непросто, и он должен быть к этому готов. Это нормальное явление в творческой жизни. Вы согласны как творческий человек?

- Совершенно согласна. Раз уж мы заговорили о театре, то вот вопрос с подмостков. Каким будет финансирование спектаклей в этом году? (Наверное, подразумевается госзаказ.)

- Конечно, я понял. Госзаказы в этом году будут, вне всякого сомнения. Но мы перед театрами ставим задачу самим зарабатывать деньги и за свои средства ставить новые спектакли. Если афиша обновляется всего одним спектаклем в год, театр теряет зрителя. Я считаю нормой 7 - 8 спектаклей в год. Как это делают в ТБД или Русском театре. Гомельский областной активно ставит - пока 6 спектаклей, но это тоже нормальный показатель, крепкий. Я понимаю, что это непросто: в лучшие советские времена 4 новых спектакля в год считалось за-ме-ча-тельно! (Я помню не как зритель, а как чиновник, который занимался культурой.) Мы старались, чтобы сегодня к директорам и худрукам пришло понимание: самим нужно зарабатывать.

- Но они хоть знают, как зарабатывать? Я могу прогнозировать контраргумент против самостоятельных заработков: цены на билеты.

- Это только одна из составляющих. Руководитель театра может на 75 процентов заполняемости зала устанавливать любые цены, какие ему вздумается! Но он все время помнит об опасности потерять зрителя! Очень осторожно смотрит, поверьте. Он ведь хозяин уже! 25 процентов мест в зале имеют фиксированную стоимость. Эти 25 процентов - государственная гарантия доступности театра или концертного зала: чтобы пенсионеры и студенты могли купить билет. Сейчас появились новые формы: малые сцены, экспериментальные спектакли. Все это для того, чтобы зарабатывать дополнительные средства.

- Часто бываете в театре?

- Безусловно.

- Спектакль "Перед восходом солнца" в горьковском театре вам понравился?

- На мой взгляд, по итогам 2002 года его назовут одним из лучших. Я давно не видел такого Янковского: эмоциональная, тяжелая роль, и он все время держит зал в накале.

- У меня есть еще один театральный вопрос. Если, к примеру, страна N вызовется поставить у нас спектакль за свои средства, каковы взаимоотношения государства с заказчиком и исполнителем (театром, где будет осуществляться постановка)?

- Министерство культуры к этому не имеет никакого отношения. Театр должен все просчитать: выгодно или нет. И, наверное, нужно подумать, что этой стране N за интерес ставить у нас спектакли? Нет людей, которые дают, условно говоря, 100 тысяч на постановку, не имея никакого интереса. К примеру, Луценко ставил спектакль в Швейцарии - швейцарская сторона выдвинула идею постановки в Минске своего спектакля. Вот тут мы уже должны знать, что это за спектакль, о чем. А если он полностью антигосударственной направленности? Почему я должен разрешать его постановку в государственном театре?

- Налоговые льготы для спонсора не предусмотрены?

- Налоги - в установленном законодательством порядке. Никакого снисхождения. Это нормальная практика. Перед поездкой в Париж я серьезно готовился. Изучил массу литературы, статей о культуре, порядке финансирования, о меценатах, министре (там дама, кстати). В одном интервью она как раз сказала: "Никто не собирается лоббировать вопрос о том, чтобы деньги, которые вносятся на нужды культуры, освобождались от налогов. И вот почему. Чем больше в стране богатых людей, тем больше они платят налогов, тем больше попадает на культуру. Поэтому все должны платить налоги. И тем самым помогать культуре". Мне этот ответ понравился.

- Кстати, о Франции. У меня как раз вопрос от музыкантов. У французов есть закон, регламентирующий количество иностранной музыки в эфире. Почему у нас ничего подобного нет?

- Я честно скажу: по поводу музыки не знаю, но вот то, что во Франции регламентируют количество фильмов (не менее 50 процентов должны быть французскими), это так.

- Почему у нас в эфире так много российской музыки? Музыканты трех направлений (классики, рок и эстрадники) задали этот незамысловатый вопрос. Мне сказали, что в их среде есть даже единица измерения пошлости "1 киркоров".

- Да? Прежде чем измерять уровень попсы в "киркоровых", нужно что-то из себя представлять. Я не вижу засилья российской музыки.

- "Белорусскую десятку" смотрите?

- Ну и что? А разве мало показывают "На перекрестках Европы"? А Тиханович на экране? Чему посвящены эти передачи, разве не белорусской эстраде? Я не согласен с вашими собеседниками.

- А с тем, что нужна регламентация?

- Не убежден. Министерство культуры и телевидение должны, конечно, думать над этой темой. Но спонтанно тут решать нельзя. Я проводил встречи с деятелями музыкального мира. Пригласил Лученка как председателя союза, Захлевного, Иванова, Зарицкого. Я могу еще вам многих назвать. Эти люди активно сегодня занимаются музыкой.

- Из "новой волны" почему никого не позвали?

- Кого, например?

- Тех, кто занимается белорусской рок- или фольк-музыкой: того же Вольского, Хоменко?

- Мне надо было с мэтрами посоветоваться, куда идти. Будем встречаться и с молодежью.

- Между прочим, "Палац" и "Троицу" признали во всем мире, они представляют Беларусь на международных фольклорных фестивалях. Это белорусское наследие. Кстати, что вы думаете о музыкальных проектах "Народны альбом", "Я нарадзiуся тут", "Святы вечар"?

- Очень хорошие проекты. И группы тоже. Но если говорить о развитии белорусского искусства, то меня больше волнует, почему у нас на музыку белорусских композиторов мало ставят балетных и оперных спектаклей? Почему симфоний пишется очень мало?

- На симфониях, наверное, нынче не заработаешь. Вы затронули тему, к которой у меня есть вопрос от музыкантов-классиков. Мы вернемся к нему, а пока, раз уж заговорили о молодежной музыке, еще один момент хотелось бы затронуть. Раньше группы репетировали в школах и училищах. За это они бесплатно играли на вечерах. Это было удобно обеим сторонам, этот путь прошли "Машина времени", ДДТ, многие наши музыканты. Сейчас это не приветствуется. Почему?

- Нет никаких запрещающих законов. На какой закон они ссылаются? Может, есть нормативный акт Минобразования или, если утрировать, запрещают в целях пожарной безопасности? Но это уже вопрос не ко мне. Пусть разберутся.

- Тогда вернемся к классике. Музыканты обеспокоены проблемой нотного издательства.

- Я разделяю эту озабоченность. У нас единицы разбираются в этой проблеме.

- Например, Скоробогатов, который занимается этим вопросом давно и серьезно.

- Есть структурная единица, напрямую подчиняющаяся министерству, - Институт проблем культуры. Там создана специальная лаборатория, которая занимается этими вопросами. За 2002 год в институте издано около 100 произведений. Не исключено, что там же организуем и широкую издательскую нотную деятельность. Композиторы уже 30 лет шумят: нужно нотное издательство! Но это очень сложно. Конечно, будем привлекать и Скоробогатова. У него действительно глубокие наработки, и мне не нужно, чтобы лаборатория института изобретала велосипед. Он мне передал свой бизнес-план развития "Белорусской капеллы". Интереснейшие соображения! Глубоко продуманные. Вот это я и называю тем бизнес-планом, к созданию которых давно призываю творческие союзы. Я им сколько раз говорил: вы мне не смету несите, а бизнес-план!

- Вопрос от "свободных художников". Иностранные государства пропагандируют свою культуру через систему институтов...

- У нас другая система и развита она лучше, чем в других странах. Беларусь проводит столько Дней культуры за рубежом, что по сравнению с другими странами мы всегда будем в более выигрышной ситуации. Только в этом году уедем в Ярославскую область, Кыргызстан, Индию, Иран, Китай и еще целый ряд государств, где пройдут Дни культуры.

- Каков механизм участия?

- Как правило, программу диктует приглашающая сторона. Прежде чем мы попали во Францию, была проведена восьмимесячная работа. Два специалиста от Кардена неделю провели у нас, отбирали, готовили записку для Кардена. Получив "добро", пригласили в Париж нашего представителя (не ниже уровня министра культуры)! Я полетел в Париж. Там все обсудили и только потом получили официальное приглашение. В конечном итоге французы захотели посмотреть выставку наших художников, спектакль "Шагал, Шагал..." витебского театра и послушать классическую музыку в исполнении оперных певцов. Они нам говорят: "Можете в пределах 60 человек все это показать?" Вот тогда я начал считать: исполнители, осветители... Уложиться в эти рамки не так-то просто.

- ...Вот любопытная цитата из Пимена Панченко: "Не так боюсь министра культуры, как культуры министра". А вы как министр и человек чего боитесь?

- Сказать, что я ничего не боюсь, нельзя. Будучи государственным чиновником такого ранга, могу ответить... скажем, дипломатично. Но вам это, наверное, неинтересно: будет неоригинально. Я лучше скажу, чего боюсь как человек. Боюсь потерять доверие людей. И еще с каждым годом все больше убеждаюсь, что за доверие надо платить ежедневно.

- Какой валютой?

- Валюта тут твердая и с годами не теряет веса: отношение и преданность делу.

- А национальная болезнь "боязнь начальства" вам знакома? Слышали такую фразу?

- Нормальная фраза. Начальство надо уважать, а в чем-то бояться. На любого чиновника может найтись управа. Просто нужно сверять свою работу с другими. Но мы в другую плоскость ушли, вам не кажется?

- Нет. Впрочем, у меня есть еще один вопрос от художников. Они считают, что мастерские - нечто вроде короткого поводка, на котором их держат. Скажу по секрету: некоторые надеются, что государство отдаст им площади по остаточной стоимости.

- Можете не продолжать, знаю, к чему вы клоните. Я уже сказал в одной газете: приоритет не за заказным государственным искусством, а за искусством в государстве. Союз художников должен подготовить обоснованные материалы, которые доказывают необходимость снижения арендной платы. Я встречался с художниками и сказал им об этом 6 февраля. С тех пор ни звука. Если очень "болит", надо было на следующий день положить документы мне на стол, и мы бы уже их рассматривали предметно. А просто так, бесплатно мастерскую никто не даст. Извините. В коммунизм мы еще не вошли. Они эту тему муссируют из года в год. Прошу: несите расчеты! Не несут. Со всеми творческими союзами встречался в середине января. Всех призывал: готовьте творческие планы с обоснованием, чтобы министерство могло сражаться за деньги из бюджета. Прошел месяц - только Лученок прислал полстранички. Из остальных творческих союзов (а их у нас около 20) никто не пошевелился.

- О чем это говорит? Об инфантильности?

- А вот вы сами у любого председателя творческого союза спросите. Пусть хоть кто-нибудь скажет, какой конкретный бизнес-план под конкретную программу он разработал, а министерство не приняло к рассмотрению?

- Как вы думаете, сложно демагогией заниматься?

- Не знаю, никогда не пробовал. Демагогия - это желание прикрыть свое ничегонеделание. Вы опять уходите от темы?

- Да нет, просто у меня чужие вопросы закончились. А этот как раз прекрасно укладывается в тему нашего разговора про творческие союзы. Вам не кажется?

- Согласен. Потому и говорю: работа с союзами - одно из главных направлений в деятельности министерства.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter