Конец похолодания

Белорусские производители бытовой техники рассчитывают, что 2010 год будет для них успешным

Белорусские производители бытовой техники рассчитывают, что 2010 год будет для них успешным

Техника минского завода холодильников, которая известна массовому потребителю уже без малого полвека, вызывает нарекания у последнего нечасто. Если верить специалистам столичных ремонтных мастерских, рекламаций по белорусским холодильникам и стиральным машинам сегодня бывает меньше, чем по их зарубежным аналогам. Впрочем, по уверениям генерального директора ЗАО «Атлант» Виктора Шумило, именно здесь сокрыт не самый приятный момент для отечественного производителя. «Мы знаем, что отдельные наши холодильники, которым по 30—35 лет, до сих пор находятся в эксплуатации и работают как новенькие, но, с другой стороны, было бы гораздо лучше, если бы потребитель отказался от них в пользу новой техники», — размышляет специалист.

Рассчитывать на скрытые ресурсы рынка национальный производитель бытовой техники сегодня просто вынужден – минувший год оказался для него совсем непростым. Девальвация и упавший спрос подкосили объемы продаж, хотя, несмотря на эти сложности, предприятие всю первую половину 2009 года не снижало объемы производства. В итоге складские запасы завода достигли отметки две месячные нормы выпуска. В 2010 году правительство пошло навстречу предприятию и разрешило ему планировать объемы производства самостоятельно. Поэтому в зимний период завод снизил запасы на складах до 1,2 месячной нормы, но намерен впоследствии нарастить. Сделано это будет к лету, когда на рынке традиционно возрастает спрос на холодильное оборудование.

Заводу холодильников «Атлант» пока удается удерживать на своих «каменных» руках весь внутренний рынок бытовой техники. По утверждениям руководства национального производителя «белой» бытовой техники, минувший год, окрашенный для большинства мировых потребительских рынков в кризисные тона, Беларусь прожила не без проблем, но все же легче, чем большинство стран мира. В среднем, если у соседей наблюдался обвал в 35—40 %, белорусы отметились всего лишь 8 %-ным сокращением рынка. При этом экспорт пострадал мало — из почти 1 млн. выпущенных в 2009 году холодильников и морозильников более 80 % отправлено на продажу за рубеж, причем не только в Россию и страны СНГ, которые для «Атланта» считаются традиционными рынками, но и в страны ЕС – Германию, Францию. Что же касается белорусов, то они в общей сложности приобрели около 215 тыс. холодильников. «Конечно, объемы выпуска продукции у нас сократились на 8 %, но за счет оптимизации производства и сокращения расходов прибыль в итоге даже выросла. Рентабельность оказалась выше, чем в 2008 году – 11 % против 8 %», — констатирует Виктор Шумило. Неплохо продавались в 2009 году и стиральные машины — производство этой продукции выросло на 12 % — до 234,7 тыс. штук, продажи увеличились на 28 %.

Как говорят в отделе маркетинга «Атланта», доля этого производителя на внутреннем рынке холодильников сегодня достигла 93,2 %, стиральных машин – 49,4 %. Эти цифры, конечно, разнятся с данными Минторга, который отвел отечественному производителю более скромную позицию — 85 % рынка, но маркетологи «Атланта» разночтения объясняют просто. По их заявлению, отгрузка холодильников осуществляется сегодня не только крупным розничным торговым точкам, но и мелким предпринимателям, которые обычно проходят мимо официальных отчетов.

Как рассказывает начальник Управления потребительского рынка непродовольственных товаров Минторга Нина Пашко, отечественные производители в минувшем году достаточно активно внедряли программы стимулирования спроса — проводили розыгрыши и рекламные акции, снижали торговые надбавки. Но самым действенным рычагом для увеличения продаж оказался Указ главы государства № 371 «О льготном потребительском кредитовании». Впрочем, как подчеркивает чиновник, здесь сегодня не без вопросов – число покупателей по льготным банковским продуктам могло бы быть и больше, но необходимость предоставить в банк на рассмотрение довольно обширный пакет документов отпугивает многих потенциальных покупателей.

На заводе «Атлант» признают: все их прошлогодние заслуги имеют под собой весьма конкретную почву – «опеку» государства. Целенаправленное сокращение импорта оказало благоприятное воздействие на бизнес компании. Впрочем, в 2010 году с вступлением Беларуси в Таможенный союз многие прошлогодние «козыри» окажутся аннулированы. Как говорит Виктор Шумило, пошлины на сырье и материалы подвергнутся коррекции, но за счет того, что некоторые из них будут увеличиваться, а некоторые – уменьшатся, на выходе сохранится определенный баланс. «Конечно, в итоге у нас могут возникнуть проблемы с продажами стиральных машин и компрессоров, но, думаю, что все сложности удастся решить», — уверяет руководитель «Атланта». При этом планы у завода достаточно амбициозные – объемы выпуска холодильников в 2010 году планируется увеличить на 10 %, а продажи стиральных машин должны вырасти на 30 % и составить 350 тыс. штук. Кроме того, «Атлант» планирует приступить к серийному производству газовых плит и варочных панелей. Как заявил генеральный директор, если в кризис многие предприятия не только в Беларуси, но и по всему миру активно ищут инвесторов, чтобы поправить свои дела, ЗАО «Атлант», напротив, постоянно ищет, кого бы купить. А пока предприятие активно вкладывает в развитие собственного производства. Так, в течение 2010 года «Атлант» намерен инвестировать порядка Br 65 млрд.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter