Недорогие товары в странах «золотого миллиарда» были возможны только при эксплуатации неразвитой периферии

Конец дешевой эпохи

Один из ключевых тезисов сторонников глобализации — она позволила производить в большом количестве потребительские товары. И по невысоким ценам. Действительно, некогда, в ранний постсоветский период, попадая в Европу, мы удивлялись: магазины завалены товарами. При этом цены доступные, а иногда и очень низкие. Только поборники «единого экономического пространства» стыдливо не упоминают, за счет каких факторов обеспечивалась дешевая сладкая жизнь «золотого миллиарда». Да, какой-то вклад внес технологический прогресс. Но ключевым драйвером являлась почти бесплатная (с западной точки зрения) рабочая сила, а также размещение экологически грязных производств в Азии и Африке, так сказать, по упрощенной схеме: без соответствующих очистных сооружений. Но любой ресурс конечен. Все меньше регионов на планете, в которых люди готовы за гроши вкалывать круглые сутки. А воздействие на окружающую среду стало слишком значительным, чтобы его игнорировать. Даже в далеких от цивилизации точках планеты.

рисунок Олега Карповича

  Несомненно, так называемый западный мир технологически очень подкован. Но не стоит переоценивать его возможности. Активно используются и промышленные роботы, и различные автоматизированные системы, и коммуникационные разработки. Только безлюдного производства достигнуть так и не удалось. Это факт. Конечно, есть цеха и даже отдельные заводы, на территории которых и живой души не сыщешь. Но это, можно сказать, фрагментарное, а не повсеместное явление. Как бы ни хотелось апологетам европейско-американского лидерства представить положение вещей иначе. Более того, под большим сомнением находится экономическая целесообразность автоматизации полного цикла.

В свое время прогрессивный менеджмент General Motors заменил людей на автоматы практически на всех технологических операциях. Предполагалось, что промышленные роботы избавят руководство от знаменитого человеческого фактора: будут работать быстрее, без ошибок и сбоев, машинам не нужен социальный пакет, они не станут возмущаться, бастовать или неожиданно увольняться… Радужная перспектива разбилась о суровую действительность. Оказалось, безлюдное предприятие является таковым только в части непосредственно производственного процесса. Но роботы, хотя они и железные, имеют свойство ломаться, требуют настройки и контроля. Словом, мощной сервисной службы. И снова в бизнес-процессах появляются люди. Правда, от них требуется более высокая квалификация. Соответственно, они и зарплату хотят намного выше, чем простой линейный рабочий персонал. История General Motors конца 2000-х полна драматизма, когда передовое по всем статьям предприятие оказалось банкротом. И от этого удара, по сути, не может оправиться до сих пор. Если бы не правительства США и Канады, которые выкупили акции несостоятельной корпорации, она вообще прекратила бы свое существование. Но эта история убийственной технологичности вошла в учебники.

Компания «Адидас» тоже отличилась на ниве высоких технологий. В 2016 году она возродила производство в Германии на полностью автоматизированном заводе. Этой новостью пестрели деловые издания по всему свету. Мол, не за горами тот момент, когда Европа избавится от своей зависимости от фабрик в Азии. Но не тут-то было. Знаменитая технологическая революция 4.0 стала скорее пиар-проектом, чем реальной, а точнее, реализуемой концепцией. Обувная фабрика в баварском Ансбахе будит воображение своей технологичностью. Как и ужасает ценой производимой продукции — 200–250 евро за пару. Минимум. Поэтому там выпускают менее миллиона пар в год. В то время как годовые объемы продаж «Адидаса» превышают 400 миллионов! Кстати, немецкому концерну принадлежат только два предприятия: по одному в ФРГ и США. Практически всю продукцию под этим брендом отшивают партнерские предприятия, каковых почти полторы сотни. Чаще всего они располагаются в Юго-Восточной Азии.

Так в чем секрет успехов глобализации? В дешевой рабочей силе в небогатых странах. Бангладеш стала мировым пошивочным цехом именно благодаря этому фактору. Бедные швеи там трудятся чуть ли не по 20 часов и всего за один-два доллара в день. О социальном пакете, охране труда на таких предприятиях и не слыхивали. А сколько гибнет людей при сборе хлопка? По некоторым данным международных организаций, до 500 тысяч в год, так как эти плантации богаты пестицидами. А в неблагополучных регионах о средствах защиты и механизации не особенно заботятся. Да и средств на это нет. Отсюда и проистекает дешевизна в глобальном мире. Низкие цены на европейских и американских полках обходятся очень дорого населению небогатых регионов.

Собственно говоря, этой теме посвящены тысячи исследований правозащитников в том же ЕС. Они четко, на цифрах показывали:
если производители соблюдают хотя бы самые элементарные нормы организации труда и платят своим работникам не нищенскую, а хотя бы небольшую зарплату, то стоимость готовой продукции в развитых странах увеличится в несколько раз. И, скажем, джинсы, сшитые с соблюдением хотя бы минимальных принципов гуманизма где-нибудь в Германии или Польше, будут стоить не 5, 10, 15 долларов, а 30–50 и даже дороже. 
Были попытки даже открыть сети магазинов, в которых бы продавалась продукция, выпущенная с соблюдением норм социальной ответственности. Реальной, а не декларативной. И которая бы распространялась на всю производственную цепочку, а не только на сотрудников штаб-квартир в благополучной Европе. Но дело в том, что рядовой европеец ратует за права человека, возмущается диктаторами в Африке и Азии, но платить за гуманизм не готов. Не хочет. Впрочем, учитывая нынешний кризис, немало европейцев уже этого и не могут сделать.

Даже на высоком политическом уровне в Евросоюзе признали: их благополучие зижделось на дешевых ресурсах и рабочей силе третьего мира. С этой точки зрения глобализм сыграл с ЕС и США тоже злую шутку. Доступность информации и более тесные контакты центра и периферии способствовали повышению самостоятельности третьих стран. И все больше они «отбиваются от рук» и стараются сами заходить на рынок. Без помощи западных партнеров. Яркий пример — Китай, который сегодня своими брендами даже очень жестко конкурирует с европейскими на потребительском рынке. И маржу оставляет в своей экономике. И цена труда выросла. Как в Китае, так и практически во всех регионах. Конечно, есть еще гиблые места на планете, где за горстку «бусинок», образно говоря, готовы гнуть спину от зари до зари. Но их все меньше. Трудовых рабов на весь Запад уже не хватает.

Возникшие же формальные и неформальные международные организации на периферии давят и на рынок ресурсов. ОПЕК+, с дискуссиями и даже скандалами, не дает упасть ценам на ту же нефть. Даже во время рецессии, когда спрос резко падает. Отсюда и высокая инфляция в развитых странах. Дело не только в бездумной монетарной политике, но и в объективных факторах трансформации мироустройства. Видимо, надо западному миру — и политикам, и обывателям — как-то понять и смириться, что эпоха дешевой глобализации заканчивается. И делать из этого выводы, выстраивая взаимоотношения с внешним миром исходя из существующих реалий, а не былой ностальгии или сегодняшних пожеланий.

volchkov@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter