Кому закон не писан

Почему стандарты проведения выборов в понимании ОБСЕ существуют, а критерии их оценки до сих пор разные

Почему стандарты проведения выборов в понимании ОБСЕ существуют, а критерии их оценки до сих пор разные

Инициативы Центризбиркома по совершенствованию избирательного законодательства, которые обсуждались недавно на совещании у Президента,  еще только предстоит оформить в законодательный акт. К слову, многие предложения выработаны на основе замечаний, поступивших от ОБСЕ. Но было бы наивно надеяться, что завтра эта организация поставит нашей стране “зачет”. А все потому, что у придирчивых западных “наставников” давно существует своя система оценки выборов по принципу “свой-чужой”.

Отвечая на вопрос, как скоро можно ожидать от ОБСЕ разработки единых критериев оценки выборов, председатель ЦИК Лидия Ермошина в интервью белорусским телеканалам отметила: “Никогда не будет этих единых критериев, потому что во всей Европе выборы проводит МВД, а у нас — избирательные комиссии. Когда они говорят, что не менее одной трети состава избирательных комиссий должны представлять политические партии, они имеют в виду только оппозиционные политические партии. Потому что все те, кто не оппозиционные, у них провластные. Когда накануне выборов приезжала оценочная миссия, они встречались с представителями десяти политических и общественных организаций. И из этих десяти только одна организация была из тех, которую называют провластной, а именно “Белая Русь”. Все остальные — оппозиционные, в том числе незарегистрированные”.

Удивительное дело: единые международные стандарты проведения выборов в понимании ОБСЕ существуют, а справедливой и объективной системы их оценки нет. Вот и получается, что наблюдателей ОБСЕ в штате Техас выгоняют с избирательных участков и грозятся довести дело до суда, но все равно проведение выборов там оценивают как глубоко профессиональное. Согласно их логике, “демократия Соединенных Штатов, как и старых стран Европы, уже находится на таком уровне общественного доверия, что они могут себе позволить все. А все эти стандарты нужны нам, поскольку мы все, так сказать, в этом деле новообращенные”.

Лидия Ермошина также прокомментировала изменения, которые планируется внести в избирательный процесс. Речь идет, в частности, о переходе на систему парламентских выборов в один тур. “Если это будет принято, у нас выборы действительно будут обходиться на 30 процентов дешевле, — пояснила глава Центризбиркома. — И это в определенном плане означает удовлетворение предложений ОБСЕ, которые предлагают снизить либо совсем убрать планку явки избирателей”

Предлагается также увеличить размеры личных избирательных фондов кандидатов и разрешить создавать такие фонды для кандидатов в депутаты местного уровня. Кроме того, практически любой спор на выборах можно будет довести до суда. Так предлагает ОБСЕ. “По сути дела, мы еще держимся только за один конфликт. Это конфликт послевыборный, то есть итоги выборов — их по-прежнему можно оспорить только в вышестоящей избирательной комиссии вплоть до Центральной. Все остальное, я надеюсь, уже оспорить будет можно в суде”, — сообщила председатель ЦИК Лидия Ермошина.

Что касается предвыборной агитации, то она не должна содержать призывов к бойкоту выборов. А во время дебатов не менее двух третей времени выступления кандидата должна составлять программа его будущей деятельности. Кроме того, достаточно остро стоит вопрос, надо ли сохранять сельские поселковые Советы в силу того, что там очень тяжело найти будущих кандидатов в депутаты и потом обеспечивать работу этих представительных органов, которые обладают весьма небольшими полномочиями, добавила Лидия Ермошина.

На этом дискуссия не закончена, и в скором времени к ней должны подключиться парламентарии. Все согласованные предложения по изменениям в Избирательный кодекс к маю сведут в единый законопроект и направят документ в парламент.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter