Как скандал в легкой атлетике может повлиять на ее будущее

Кому на пользу борьба с допингом

Конца августа в легкоатлетической среде ждут нынче с небывалым волнением. И дело совсем не в чемпионате мира, который уже совсем скоро стартует в Пекине. Хотя к нему происходящие нынче в кулуарах королевы спорта события также имеют прямое отношение. Речь о допинговом скандале в российском спорте, очередной импульс развитию которого в начале недели придали телевизионщики немецкого канала ARD. 



Суть происходящего, надо полагать, известна всем, кто хотя бы косвенно интересуется спортом высших достижений. Как понятно и то, что информация о повальном применении российскими атлетами запрещенных препаратов, которую немцы сделали достоянием общественности, просто не могла не иметь продолжения. Оно последовало. Всю неделю специалисты, журналисты и представители разного рода официальных структур пытались понять, какая часть выложенных на стол фактов — истина и кому, в конце концов, было выгодно столь бесцеремонно топить российский спорт и атлетику в частности. В том, что так и случится, если Всемирное антидопинговое агентство, Международная федерация легкой атлетики и МОК не получат вменяемых и не вызывающих сомнений объяснений, сомневаться не приходится. Как никто не сомневается и в том, что за немецким фильмом кроются чьи–то интересы куда более масштабные, чем банальное желание добиться справедливости и сделать мир спорта чуточку чище. 

Себастьян Коэ
Себастьян Коэ

К слову, IAAF с официальным коммюнике уже выступила. Международная федерация, на которую авторы фильма также бросают весьма неприятную тень (IAAF обвиняется в недобросовестном расследовании фактов применения допинга, в частности, на чемпионате мира 2005 года в Хельсинки), приведенные факты назвала «не соответствующими действительности». А заодно привела внушительных размеров отчет о том, как именно проходит определение вызывающих подозрение спортсменов, отслеживание их подготовки и забор проб. Статистика приводится также впечатляющая. Хотя и сложно определить, достаточны ли, например, для контроля ситуации 11 тысяч кровяных тестов, которые IAAF провела за последние 16 лет. 

Сергей Бубка
Сергей Бубка

Впрочем, по также вполне имеющему право на жизнь мнению многих аналитиков, количество анализов и даже их результаты не играют в разворачивающейся на наших глазах постановке существенных ролей. Да и к спорту как таковому отношение она имеет косвенное. Рассуждая о подноготной происходящего, аналитики куда чаще вспоминают намеченные, как и чемпионат мира, на конец августа выборы президента IAAF. И там на кону стоят вещи куда более важные и глобальные, нежели медали и рекорды.

Нынешний глава федерации Ламине Диак в неспортивной подоплеке разгорающегося скандала, например, ничуть не сомневается.

— Уважаемые эксперты пришли к выводу, что с 2001 по 2012 год сотни медалей были выданы не тем людям. Это мы сейчас комментировать не будем. Однако очевидно, что за всей этой историей стоит желание перераспределить медали, отнять их у кого–то. Да, отнять медаль у спортсмена можно, но только если появятся новые технологии, которые позволят доказать, что атлет использовал допинг (пробы Международный олимпийский комитет хранит в течение 10 лет). В противном случае все это фарс, не более. А учитывая, что эта история началась меньше чем за три недели до старта чемпионата мира и назначенных на 19 августа выборов нового президента IAAF, за ней явно что–то стоит. 



Претендентов на пост первого человека при дворе королевы спорта, напомним, два. И оба — личности весьма интересные и во многом похожие. Оба имеют значительный вес как в спорте, так и за его пределами. Британский барон Себастьян Коэ — многократный чемпион и рекордсмен в беге на средние дистанции. Украинца Сергея Бубку лишний раз представлять также не стоит. Именно с их предстоящей (а точнее, уже вовсю продолжающейся) борьбой многие связывают появление разоблачающего фильма. По одну сторону баррикад говорят о нежелании легкоатлетической семьи видеть у руля «постсоветского» руководителя. Кто–то, наоборот, именно в пользу Бубки пытается трактовать пестуемые в рядах функционеров антироссийские настроения. К слову, в эту пользу говорит и тот факт, что Коэ, одним из ключевых пунктов своей предвыборной программы сделавший как раз борьбу с допингом, в последнее время является вице–президентом IAAF и потенциально также может быть замешан в раздуваемом скандале. В конце концов, именно «благодаря» утечке информации из IAAF телевизионщики получили доступ к якобы скрывавшимся от общественности 12 тысячам проб от 5 тысяч спортсменов. При этом оба кандидата называют произошедшее не иначе как «заговором против мировой атлетики».

— Это объявление войны легкой атлетике. В нашей антидопинговой работе не было ничего, что послужило бы причиной для такой атаки. Мы не должны отступать, мы должны сражаться. Идея о том, что мы скрываем нарушения или просто некомпетентны, не может быть уместной. Никто не утверждает, что журналисты не имеют права задавать вопросы. Но выборочное использование так называемой информации — просто неправильно.

С Коэ, разразившимся накануне гневным спичем в адрес журналистов ARD, соглашается и Бубка, добавляя, что в случае своего избрания готов развязать самую жестокую войну против запрещенных препаратов. В свете предвыборной кампании — также весьма вовремя и кстати.

— Я шокирован и понимаю, что мы должны действовать быстро и прозрачно, чтобы защитить чистоту нашего спорта. В фильме были озвучены очень серьезные обвинения, которые затрагивают большое количество спортсменов и чиновников. Комиссия по этике уже начала расследование, мы должны дождаться окончательных результатов. Люди, обвинения против которых будут доказаны, должны получить жесткое наказание.

Впрочем, так или иначе, но дожидаться, пока эксперты расшифруют и переведут фильм, проверят приведенные в нем факты и примут решение, придется очень долго. А до выборов президента IAAF остаются не месяцы, а дни. И потому оба участника предвыборной гонки наверняка сделают все возможное, чтобы использовать «допинговую карту» с максимальной выгодой для себя. А потому оставшиеся до голосования две недели обещают быть крайне интригующими.

komashko@sb.by

Советская Белоруссия № 149 (24779). Пятница, 7 августа 2015

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter