Кому доверят руль?

Сдавать на водительские права будем по–новому
Сдавать на водительские права будем по-новому

Отныне получить водительскую "корочку" кому-то станет сложнее, а кому-то, наоборот, проще. МВД изменило правила "игры". Хотя теперь на площадке нужно сдавать только эстакаду (отменили так называемый "тещин дворик", диагональную парковку и заезд задним ходом в бокс). Стало быть, завалить экзамен уже труднее! Но предстоит провести 20 минут за рулем учебной машины под пристальным взглядом экзаменатора из ГАИ, а это едва ли не самое ответственное испытание.

...Уже вчера из межрайонного экзаменационного отдела Минской ГАИ многие курсанты автошкол ушли ни с чем. Экзамен для них завершился досрочно. Буквально за пару минут они совершили за рулем несколько грубых ошибок. Рановато им пока выезжать на оживленную дорогу... Впрочем, пенять на нововведение не пристало, для экзаменуемых изменение правил не было сюрпризом.

— Нас давно предупреждали, — улыбается Елена, только что успешно заехавшая на эстакаду. — Услышав об этом, взяла дополнительные уроки по вождению — в автошколе практики, увы, катастрофически не хватает.

С этим наверняка согласится молодой курсант, с которым мы садимся в учебный ВАЗ. Насколько он готов 20 минут рулить по городу? Не успели проехать перекресток, как машина покатилась назад. Парень забыл включить передачу.

— Если бы не дополнительная педаль тормоза, на которую я нажал, была бы авария, — поворачивается к нему ведущий инженер–инспектор межрайонного экзаменационного отдела Минской ГАИ Игорь Якубицкий.

— Все от волнения, — смущенно оправдывается парень. — А можно еще попробовать?

Решаем дать ему еще один шанс. Экзаменуемый трогается, уверенно проезжает перекресток с круговым движением, разворачивается и... снова глохнет на очередном светофоре. Машина опять катится назад. Сзади истошно давит на клаксон перепуганный водитель.

— Не готовы вы пока управлять авто, — разводит руками Игорь Георгиевич. — Стоит выехать в город, как непременно попадете в аварию. Для вас же будет обидным, согласитесь, начать автомобильную биографию с «кляксы».

Расстроенный курсант покидает водительское кресло.

— А не будет ли 20–минутное испытание лишним поводом отправить на пересдачу человека, который просто–напросто переволновался? — рождается у меня тем временем вопрос.

— Наоборот, это лишний шанс совладать с нервами и успешно сдать экзамен, — уверен Якубицкий. — Хотя опытный экзаменатор с первого взгляда определит, может ли человек ездить за рулем или ему стоит еще потренироваться. Обычно обращаю внимание на то, как курсант переключает передачи, смотрит ли в боковые зеркала, даже как садится за руль. За 20 минут можно получить полное представление о его способностях.

Очевидно, в связи с введением новшества автошколам придется перейти на новый режим работы: больше часов посвятить практике, а не зубрежке правил. Пока курсантов банально «натаскивали» на сдачу экзаменов. Хотя чаще проблемы возникали именно во время вождения в городе, когда сценарий предугадать невозможно. Растерянность и неумение ездить в плотном потоке сразу выдают новичка. В экстремальной ситуации такой шофер опаснее лихача. Но какой толк от знания ПДД, если водитель неуверенно чувствует себя на дороге и в любой момент может создать аварийную ситуацию?

— Сейчас количество часов обучения вождению неминуемо увеличится, — считает мастер по практическому вождению минской автошколы Александр Лисунков. — Курсанты должны как минимум 100 часов провести за рулем! Все к этому идет...

С другой стороны, раз отменили «тещин дворик», диагональную парковку и заезд задним ходом в бокс, в автошколах непременно решат, что этим элементам не нужно учить вовсе. А следовательно, возрастет количество мелких аварий во дворах при парковке.

— Ни в коем случае, — поспешили заверить инструкторы по вождению. — По–прежнему будем учить и правильно парковаться, и разворачиваться в ограниченном пространстве.

Что ж, посмотрим. Пока система подготовки водителей еще далека от идеальной. Но ждать осталось не так и долго. Насколько новшество повлияет на обстановку на дорогах, можно будет убедиться уже через полгода.

Справка «СБ»

По данным Госавтоинспекции, за 10 месяцев 2007–го водители со стажем до одного года совершили 250 аварий. Из–за их неумелых и порой излишне самоуверенных действий погибли 53 человека, а 314 получили ранения.

Компетентно

— Что греха таить, по–прежнему подготовка курсантов в автошколах вызывает слишком много нареканий, — вздыхает старший инспектор УГАИ МВД Федор Гулицкий. — Каждая пятая авария происходит по вине водителя со стажем меньше двух лет. Худо–бедно новички правила знают, а вот стоит им сесть за руль, как вся уверенность пропадает. Нельзя, чтобы теория оторвалась от практики! Водитель–новичок должен уверенно чувствовать себя в плотном потоке. Изменились правила сдачи экзамена — изменятся и акценты в автошколах. Там вынуждены будут уделять больше внимания вождению в городе. В конечном счете повысится безопасность на наших дорогах.

Фото Александра РУЖЕЧКА, "СБ".
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter