Кому достанутся деревенские переулки?

Некоторые облисполкомы инициируют включение в сеть местных дорог и передачу на баланс облдорстроев сельские улицы, не относящиеся к автомобильным трассам общего пользования

Не  надо  перекладывать проблему  на  чужие  плечи  и  «искать  топор  под  лавкой» 

В настоящее время  некоторые облисполкомы инициируют включение в сеть местных дорог и передачу на баланс облдорстроев улицы сельских населенных пунктов, не относящиеся к автомобильным трассам общего пользования. Об этой ситуации рассказал начальник отдела развития дорожной сети Департамента «Белавтодор» Владимир Мардилович. 

— В Беларуси теперь около 70 тысяч километров местных дорог, которые относятся к дорогам общего пользования. С  2001 года эта сеть приросла почти на 20 тысяч км, или на 40 %.  В нее были   приняты в основном гравийные и  грунтовые дороги, общая протяженность которых в настоящее время составляет 38 тысяч км. 

Указом Президента Республики Беларусь от 12 января 2007 г. № 21 облисполкомам поручено провести инвентаризацию дорог и улиц сельских населенных пунктов и передать их в установленном законодательством порядке специализированным организациям, находящимся в коммунальной собственности регионов. К ним, как известно, относятся производственные подразделения Минжилкомхоза, облдорстрои и другие предприятия, имеющие лицензии на выполнение дорожных работ. Вначале определена протяженность дорог и улиц в сельских населенных пунктах — 37 тысяч км. Из них 10 тысяч — транзитных проездов, уже  входящих в состав дорог общего пользования. А 27 тысяч — это второстепенные улицы, переулки, проезды, которые примыкают к дорогам общего пользования или проходят параллельно им. После проведения  инвентаризации в сеть местных дорог общего пользования было включено еще 2,2 тысячи км дорог сельских населенных пунктов. Казалось бы, тема исчерпана, но кое-кто хочет просто так взять и «найти топор под лавкой»: передать все остальные сельские улицы и переулки на обслуживание региональным дорожникам. Будто тогда уж точно их проблемы решатся сами собой.    

— А как обстоят дела на самом деле? 

— С учетом сложностей с финансированием и материально-техническим обеспечением магистралей общего пользования принятие дополнительно в сеть местных дорог улиц сельских населенных пунктов или передача их на баланс облдорстроев приведет к непредсказуемым последствиям. Обеспеченность финансами нашей отрасли в последние годы снижается в связи с увеличением протяженности магистралей и уменьшением поступлений в дорожный фонд из-за изменений в налоговой системе. Финансовые средства на дорожные работы, исходя из расчета на 1 км, в 2008 году составляют 60 % от уровня 2000 года. 

В 2008 году обеспеченность отрасли финансовыми средствами  составляет 53 % от потребности программы «Дороги Беларуси» и 33 % от потребности, учитывающей состояние трасс. Сегодня есть проблемы с обеспечением работ на дорогах общего пользования основными материалами. Так, например, в 2008 году обеспеченность щебнем составляет 85 %, цементом — 80 %. Следует также отметить, что износ парка дорожных машин в облдорстроях достигает 85 % и без его обновления не представляется возможным выполнить дополнительные объемы работ. Необходимо также учитывать вопросы управления дорогами. К примеру, в Минской области одно ДРСУ облдорстроя обслуживает 700—900 км, а некоторые — свыше 1000 км местных дорог. При приемке в полном объеме сельских улиц протяженность обслуживаемых дорог увеличится на 250—300 км. Это приведет к потере управления процессами содержания и ремонта дорог на уровнях ДРСУ, облдорстроев. Так что предлагаемый вариант разрешения проблемы на самом деле лишь перекладывает ее на другой орган госуправления,  нарушая действующую систему. 

— Что вы под этим подразумеваете? 

— В соответствии с постановлением Совета Министров республики  от 3 декабря 2007 года, определен орган госуправления по вопросам строительства, реконструкции, ремонта и содержания улиц населенных пунктов. Эти функции возложены на Минжилкомхоз. Учитывая сложившуюся ситуацию, следует обеспечить передачу на баланс жилищно-коммунальных организаций областей улицы сельских населенных пунктов, которые по Закону «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности» не относятся к дорогам общего пользования. Следует обеспечить и создание в сельской местности, в первую очередь в агрогородках, производственных подразделений районных организаций жилищно-коммунального хозяйства, как это и предусмотрено Госпрограммой возрождения и развития села. Их создание наряду с решением вопросов финансирования и материально-технического обеспечения позволит реализовать на практике обслуживание улиц как в агрогородках, так и в близлежащих деревнях. 

Считаю, что в бюджетах областей, районов, сельских советов необходимо предусматривать финансовые средства на содержание улиц в сельских населенных пунктах, не относящихся к дорогам общего пользования. Одновременно следовало бы решить этот вопрос и в Бюджетном кодексе Республики Беларусь, проект которого в настоящее время разрабатывается. К выполнению работ по содержанию и ремонту улиц на селе следует активно привлекать организации, имеющие соответствующие лицензии.

Минтранс и облисполкомы как выполняли, так и продолжают выполнять в соответствии с законом функции управления дорожной деятельностью в части, касающейся автомобильных дорог общего пользования.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter